«Я оптимист!»

Народный художник Осетии, заслуженный художник ГССР Григорий Котаев внес большой вклад в развитие изобразительного искусства Осетии, особенно в области монументальной живописи. Постоянный поиск новых выразительных средств был естественным и закономерным процессом его творчества.

Григорий Сесеевич Котаев родился 25 апреля 1926 года в селе Ногир Северной Осетии, куда семья Котаевых перебралась, спасаясь от геноцида со стороны грузин   20-х годов. Спустя некоторое время, семья Котаевых вернулась в Южную Осетию.

С детства Гриша проявлял интерес к рисованию, живописи. Вскоре по настоянию друзей и близких он поступил в Цхинвальское художественное училище. Здесь он учился у Махарбега Туганова, известного осетинского художника, основателя художественного училища."котаев"

В 1945 году Григорий Сесеевич с отличием заканчивает художественное училище. А в 1946 году он продолжил свое образование в Московском институте прикладного и изобразительного искусства. Здесь он проучился на факультете монументальной декоративной живописи один год. Затем по семейным обстоятельствам перевелся в Тбилисскую Академию художеств, где он также проучился один год. Позже он продолжит образование в Ленинграде. Известно, что его дипломная работа «Наука и труд» была предложена для оформления станции «Технологический институт» Ленинградского метрополитена.

Произведения Котаева со студенческих лет привлекали внимание специалистов. Свои работы Григорий Котаев посвящал историческим темам, а также труду и быту своих современников. Получив большой опыт совместной работы с профессорами изобразительного искусства Г.М.Рублевым, И.П.Веселкиным, Р.Р.Френцем, он приступил с большим энтузиазмом к работе в области монументальной живописи.

Обращаясь к истории своего народа, он умело проводил параллели, соединяя в своих работах разные стороны жизни людей. Его работы отличались яркой индивидуальностью, особенным отношением к композиции, цвету и форме. Индивидуальная техника живописи Григория Котаева ярко проявлялась и в совместных работах с другими художниками Умаром Гассиевым, Михаилом Кокоевым, Борисом Санакоевым. Особенно примечательна и памятна для цхинвальской публики их совместная работа картина «На пороге новой жизни».

Большое место занимают в его творчестве портреты. Он писал своих современников, людей известных и малоизвестных, а также исторических деятелей. В их числе: «Юрий Кучиев», «Васо Абаев», «Нафи Джусойты», «Коста Хетагуров», долгожитель «Ягор Короев», «Сослан-Давид и Тамара» и другие. Широко известны портреты Григория Котаева, в которых он запечатлел своего учителя Махарбега Туганова, а также портреты, связанные с материнством и женской красотой.

Современники Г.Котаева вспоминали его как общительного, доброго и хлебосольного человека с большим чувством юмора. Его горячо любили ученики, которым он отдавал все свои знания и умения в стенах Цхинвальского художественного училища. Много сил он тратил для того, чтобы его ученики как можно чаще выставлялись. Организованные им выставки, как правило, становились событием не только в стенах училища.

Григорий Котаев высоко ценил чуткое, внимательное отношение к окружающему миру, нежную любовь к родному краю, к родной природе, в его, казалось, самом будничном проявлении. Люди, время, горячо им любимая Осетия в его настоящем, прошлом и будущем, – вот на чем основывалось и опиралось творчество Григория Котаева.

В завершение хочу рассказать о своих впечатлениях. Расписанный талантливым художником потолок нашего Госдрамтеатра всегда производил на меня огромное впечатление. Я старалась побыстрее пробежать через фойе в зал. У дверей зала я останавливалась и оттуда рассматривала росписи по мотивам нартских сюжетов. Мне казалось, что откуда-то сверху, с неба исходит какое-то сияние, порой это меня волновало и даже пугало. Потом, повзрослев, мне о похожих впечатлениях рассказывали мои друзья. Понятно, что на нас влияла атмосфера лаконичного и вместе с тем выразительного убранства потолка, что мы как дети воспринимали эти росписи как часть неба в его божественном естестве.

Имя Григория Котаева останется в истории изобразительного искусства Осетии как монументалиста-живописца, как человека, который хотел запечатлеть эпоху, время, историческое прошлое своего народа и свое место в ней. Член Союза художников СССР, он воспитал немало талантливых художников, чьи имена известны далеко за пределами Осетии. В их числе Лаврентий Касоев, Шалва Бедоев, Магрез Келехсаев и многие другие.

В непростые 90-е годы Григорий Котаев печатался как журналист-публицист, в основном под псевдонимом. В сатирических этюдах, публицистических заметках он, с присущим ему чувством юмора и иронии, писал о нашей жизни во всех ее проявлениях.

Человек неиссякаемой энергии, стойкого духа, Григорий Сесеевич никогда не унывал. А люди, помнящие эпоху 90-х, согласятся, что это было непросто. «Я оптимист!», – писал он в одной из своих публикаций. В этом был он весь – всегда в движении, всегда в действии, всегда с теми, кому надо помочь и, что самое главное, всегда готовый на самопожертвование», – говорит о нем Роберт Кулумбегов, лично знавший его.

Тамара Котолова