Вытеснит ли интернет печатные издания?

 

В современном мире интернет является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Постоянно проверять социальные сети, читать новости и электронные книги, слушать музыку – привычное дело.
Многие представления о будущем традиционных газет, бытующие среди поклонников интернета и других новых технологий, слишком часто опираются на стереотипы и предрассудки. Билл Гейтс, например, предсказал полное исчезновение бумажных газет к 2018 году. Казалось бы, это очень плохая новость и для газетчиков, и для полиграфистов, и для производителей печатных машин, и для распространителей. Есть основания усомниться в таких прогнозах. В многовековой истории СМИ еще не было случая, чтобы появление нового медиа привело к исчезновению какого-либо из традиционных. Так, появление радио не убило индустрию грамзаписи, а ТВ и видеоносители не привели к исчезновению кинотеатров и театров.
В середине 90-х годов газетная отрасль на довольно длительное время вошла в ступор. Лишь спустя 7-8 лет газетчики пришли к пониманию, что появление новых медиа не «убивает» газеты, а, наоборот, ведет в буквальном смысле к газетному возрождению. Именно поэтому они с восторгом восприняли появление мобильных технологий передачи контента и связи с читателями и активно подчиняют газетным задачам уникальные возможности мобильной связи.
Прогнозировать, что появление интернета приведет к исчезновению бумажных СМИ – огромная ошибка. И новые, и старые медиа-носители вполне уживаются друг с другом на информационном пространстве, хотя очевидно, что появление новых приводит к сокращению доли традиционных СМИ в структуре медиа-потребления. В сутках по-прежнему 24 часа, а число «каналов» получения информации (бумажных, онлайновых, вещательных, мобильных), которые обрушились на среднего потребителя за последние 10-15 лет, увеличилось в сотни раз.
В этом и заключается главный вызов газетам. Их рыночный успех целиком зависит от способности адаптироваться к происходящим изменениям в медиа-потреблении. Это выражается в переходе газет на новые форматы, в более компактной подаче информации, в сокращении текстов и усилению визуальной составляющей газетного контента.
Глобальное преимущество газет в том, что ни одно медиа-издание не обладает такими журналистскими ресурсами, как газеты. У газет больше возможностей трансформировать свой продукт в мультимедийный.
Печатные СМИ не исчезнут. Просто со временем бумага перестанет быть доминирующей формой. Да и сама журналистика будет сильно отличаться от того, к чему мы привыкли сегодня. Будет меньше текстов и больше видео, инфографики.

Подготовила О. ГАБАРАЕВА