Вынести проект Стратегии на всенародное обсуждение

Сегодня в Южной Осетии самыми обсуждаемыми темами являются проблемы восстановления улиц города, разрушенного жилья и в целом социально-экономического развития республики. Естественно, что эти темы, как и всех граждан республики, волнуют и меня.

Недавно СМИ распространили информацию о том, что в самое ближайшее время будет разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Южная Осетия до 2030 года и среднесрочная программа социально-экономического развития до 2017 года. Безусловно, важность этих документов переоценить невозможно.

Пять лет, прошедшие после грузинской агрессии 2008-го года, убедительно продемонстрировали, что может происходить в стране, когда нет стратегической линии в развитии экономики. Атмосфера, которая царила при Бровцеве в сфере проведения строительно-восстановительных работ и реализации не всегда понятных проектов, которые почему-то назывались инвестиционными, все больше напоминала хаос. Сегодня некоторые инициаторы разработки названной Стратегии назвали точечными инвестиционными проектами. Время правления Бровцева лично для меня ассоциируется с легкоатлетическими соревнованиями, когда на беговую дорожку выходят спортсмены. За ними с волнением наблюдают тренеры и зрители на трибунах. Все ждут заветного сигнала к старту. Звучит выстрел, спортсмены срываются с места, и только тогда начинают лихорадочно соображать, в какую же сторону им нужно бежать. Возникающая при этом иллюзия движения, больше смахивающая на «броуновское», естественно, никак не вписывается в логику соревнований.

Возвращаясь к теме, я хотел бы выразить уверенность в том, что разрабатываемая стратегия вернет Южную Осетию на путь поступательного развития. Очень хотелось бы, чтобы Стратегия в первую очередь оказалась базовым документом, обеспечивающим системное развитие социально-экономической сферы республики. Но самое главное – даст ясный ответ на вопросы: в каком направлении должна развиваться экономика, развитие каких отраслей должны обеспечить экономическую основу независимости нашей республики. Еще одной главной целью Стратегии должно стать создание необходимых условий не только для снижение уровня миграции, но и начала процесса возвращения в Южную Осетию людей, покинувших ее ранее по различным причинам.

Понятно, что в основу всех направлений, составляющих Стратегию, должен быть заложен принцип системности. Так, к примеру, наиболее перспективной отраслью экономики мне представляется традиционное для Южной Осетии сельскохозяйственное производство, планирование развития которого непосредственно связано с проблемой возрождения высокогорных сел.

Решение этих вопросов невозможно без системного подхода, т.к. современные требования к качеству жизни диктуют необходимость обеспечения жителей села качественными дорогами, электроэнергией, современными средствами телекоммуникаций и т. д. Сфера сельскохозяйственного производства приведена мной только для примера. Но, тем не менее, хочу особо подчеркнуть, что Стратегия, на мой взгляд, должна учитывать в обязательном порядке решение проблемы идеологического и духовно-нравственного развития населения, т. к. система государственного, строительства не может существовать без идеологической составляющей, так же, как и без социально-экономической. Поэтому Правительство республики, как заказчик Стратегии, должно представить исполнителю свое видение краткосрочной и среднесрочной программ социально-экономического развития республики.

Кроме того, учитывая важность этого документа, который, по сути, должен заложить фундамент дальнейшего развития Южной Осетии, считаю крайне важным провести процедуру всенародного обсуждения проекта Стратегии до ее официального принятия Парламентом и Правительством. Уверен, что в ходе широкого обсуждения Стратегии будут высказаны мнения по широкому спектру вопросов и нашими местными специалистами, которые могут оказаться весьма полезными для разработчиков.

Павел КУМАРИТОВ