Возродим танцевальную культуру

Село Фæзыкъæу, где по соседству в течение нескольких веков дружно живут представители фамилий Зассеевых и Хугаевых находится в правобережной части поймы реки Стырдон (Джоджора). В середине XX века село Фæзыкъæу вопреки желанию жителей села было переименовано в Часовал.

Как у Зассеевых, так и у Хугаевых большим уважением и почетом пользовались люди старшего поколения, которые придерживались строгих правил и традиций предков. В том же духе воспитывали представителей молодого поколения, брали на себя ответственность за все происходящее в селе, упрекали провинившихся, во всем помогали сиротам и малоимущим семьям. Старейшины из-за своей порядочности, честности и уважительного отношения ко всем жителям Кударгома пользовались большим авторитетом среди населения ущелья.

Долгое время у Зассеевых старейшиной села и незаменимым тамадой был Ермен, который прожил 107 лет и до своего 100-летия, пока ему позволяло здоровье, был эталоном ведения стола по всем случаям, придерживаясь всех традиций предков. Этот невысокого роста человек обладал магической силой, поэтому у него за столом всегда был идеальный порядок. Когда он стоя произносил тост, все сидевшие за столом молча, не произнося ни единого слова, оборачивались лицом к нему и внимательно слушали и в нужное время единогласно произнося «Оммен Хуыцау!». Попробовал бы кто-нибудь встать из-за стола без его разрешения!

Следующее поколение стариков у Зассеевых я уже сам помню хорошо: это Иорам, бородатый Осеба, низкорослый Шишо, высокий работящий Бичи, коренастый Георгий, усатый Ладиме, представительный красавец Геге, а также Симон, Бадам, Бисолтан, Данел, Лео и др. Это поколение тоже продолжило традиции и придерживалось унаследованного у предков образа жизни. В основном усатые и бородатые, они очень напоминали нартовских мудрых старцев. Одно удовольствие было за столом на них смотреть и внимательно слушать.

У Хугаевых это поколение стариков представляли Уасико, Бето, Мате, Пырыс, Николоз, Мурту, Разден, Сардо, Симон, Серги, Иуане, Сико, Хыдыр и др.

Мне в юном возрасте много раз посчастливилось прислуживать за столом (рæгъгæнæг) и прекрасно помню, как они все прекрасно танцевали и пели песню про Уастырджи. На свадьбе, когда тост произносили за молодожёнов, первым запевал тамада, стоя, и так, по очереди, запевал каждый своим неповторимым голосом. В пориве вдохновения и азарта с кувшином (дурын) араки в руке и несколькими рогами (сыкъа) я пристраивался к этому удивительному хору. А как красиво они танцевали, совершая удивительные движения ног, рук и корпуса, восхищая и очаровывая всех, чего не скажешь о теперешних исполнителях. Вряд ли из нынешнего молодого поколения кто-нибудь так изящно споет и станцует, как это делали люди ушедшей эпохи. Каждый танцевал по-своему и очень красиво, у каждого была своя изюминка, чтобы чем-то удивить окружающих. Особенно красиво танцевали со своими женами, сестрами и дочерьми. Каждая семья восхищала своеобразием исполнения народных танцев и песен.

Сейчас большая часть населения не танцует вообще, а другие танцуют однообразно классически, конечно, очень грамотно, но по шаблону. Чтобы возродить снова традиции музыкально-танцевальной хореографии, считаю важным включение в школьную программу обучения, как обязательного предмета, уроков хореографии. И чтобы каждый выпускник школы умел хорошо танцевать все свадебные танцы – симд, хонгæ, тымбыл кафт и лезгинку (для северных соседей). А парни обязательно должны уметь спеть песню в честь Уастырджи и героические песни, которые являются вдохновением патриотического воспитания и чтобы часть молодежи научилась играть на гормонике, балалайке и доули – гуымсаг.

В течение многовековой истории осетинский народ создал свою богатейшую музыкальную и танцевальную культуру, которую, к сожалению, в последнее время мы теряем. Танец, как один из основных видов народного творчества, отшлифовывался столетиями и сопутствовал нашему народу на всем протяжении его героической истории, подобно песне и музыкальному искусству. Известно, что мараль и нравственность особенно прочно прививаются в раннем возрасте, поэтому сегодня надо широко развернуть границы для плодотворной творческой деятельности в области искусства. Танцевать и петь необходимо научиться в детстве, в школьные годы. Спасибо Анисиму Джатиеву за ту плодотворную работу, которую он ведет. Каждый из нас в ответе перед будущими поколениями. Тот народ благополучно крепнет и развивается, который принятые у старшего поколения обычаи и традиции полирует, шлифует и в усовершенствованном, обогащенном виде передает следующим поколениям.

В.Зассеев