Война и жизнь в полотнах Бориса Габараева

В череде культурных событий, приуроченных ко Дню защитника Отечества, отдельно можно выделить юбилейную выставку члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств РЮО, художника Бориса Габараева.

Министерство культуры Южной Осетии представило на суд зрителя лучшие работы мастера, которому исполнилось 65 лет.

Воздать должное таланту Бориса Габараева пришли Президент Леонид Тибилов, спикер парламента Анатолий Бибилов, Председатель Правительства Доменти Кулумбегов, другие представители исполнительной и законодательной ветвей власти, друзья и коллеги художника.

Собравшиеся говорили о художнике, чье творчество завоевало горячую любовь и признание зрителей, которые ценят его за эмоциональность и естественность, за свой собственный вкус и личные симпатии в искусстве. «В творчестве Бориса Габараева всегда есть какое-то поклонение природе и поклонение тому прекрасному, что она создала. Всегда есть огромный темперамент и постоянный поиск совершенства, – отметил председатель Союза художников Тамерлан Цховребов. – Мой жизненный опыт, наполненный встречами с художниками, показывает, что в характере человека и в его творчестве проявляются одни и те же нюансы. Поэтому, говоря о Борисе-человеке, можно представить себе, как человеческое отражается в труде художника».

Поздравления мастеру кисти адресовала и министр культуры Мадина Остаева, напомнив, что Борис Габараев принимал участие во всех выставочных проектах, организованных за последние годы совместно с Министерством культуры и Союзом художников РЮО. Всего было проведено 24 выставки, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму и других регионах России. «На этой выставке Борисом Габараевым представлены итоги пятилетних поездок в страны Европы в рамках проекта «Арв-Арт». Мы получаем письма от фонда «Возрождение», где выражается благодарность Борису Габараеву и Лаврентию Касоеву, которые в числе 13 художников Севера и Юга Осетии принимали участие в этом проекте», – отметила министр культуры.

Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиты, поздравляя юбиляра, отметил, что Борис Габараев необычайно творчески активен, всю свою энергию, все силы отдает главному – живописи. «Он постоянно расширяет свой творческий диапазон, «творческую амплитуду». Обращаясь к самым разнообразным жанрам, художник всегда остается верен своей манере, своему стилю», – подчеркнул он.

Слова поздравления в адрес Бориса Габараева высказал и Президент Леонид Тибилов, высоко оценивший мастерство и талант юбиляра. По словам главы государства, мастер своим творчеством вносит огромный вклад в развитие культуры Южной Осетии. «В каждой картине мы можем увидеть отношение художника к своей родине, и понять, что он патриот», – отметил Леонид Тибилов.

Сказанное действительно отражает философскую парадигму творений Бориса Габараева, включая картины, представленные на юбилейной выставке, которую обоснованно можно назвать репрезентативной, то есть представляющей творчество художника с исчерпывающей полнотой.

Основной мотив художника, отраженный в его работах – родная Осетия, ее судьба и люди, живущие в ней. Здесь можно обнаружить все «фирменные» стилистические черты и приемы, сквозные мотивы и персонажи. Борис Габараев удивительным образом органично соединяет национальное и вселенское, трансцендентальное и откровенно земное, чувственное, бытовое и бытийное… Но все-таки главной в творчестве художника является тема трагических событий, которые пришлось пережить осетинскому народу, начиная с геноцида 1920 года. Квинтэссенцией этих переживаний стали картины – «Геноцид», «26 августа», «Облик Цхинвала», «Боевые друзья», «Ночной дозор» и многие другие.

Художник на масштабных полотнах показывает жестокость войны, прославляет героизм народа, выстоявшего вопреки всем страданиям и жертвам, воспитывает патриотизм в зрителях. Перед нами предстает эпопея подвига осетинского народа в преломлении судьбоносных моментов войны. Борис Габараев всегда подчеркивает, что его как художника и гражданина глубоко потрясли события, произошедшие в Южной Осетии за последние 20 с лишним лет. «Поэтому мною написано много работ, посвященных военным событиям. Эти полотна для меня самые любимые, написал их на одном дыхании», – отмечает он.

Вместе с тем, помимо полотен с преобладанием темных цветов, посвященных теме войны, мы видим торжество ярких красок в других картинах, как бы призванных символизировать победу жизни над смертью. Иными словами, темные краски и мрачные штрихи сменяет свет, отражающий веру художника в лучшее будущее.

Особенно это заметно в пейзажных картинах мастера, чья многогранность охватывает большинство жанров живописи. Они представлены произведениями, отражающими, наполненную солнцем и выразительной игрой светотени, атмосферу Южной Осетии, позволяющей проникнуться внутренней безмолвной магией родного края. Мало кто останется равнодушным при виде до боли знакомых пейзажей гор и ущелий, улиц и сел Южной Осетии.

Пейзажи Бориса Габараева не имеют ничего общего с равнодушно, пусть даже и красочно воспроизведённым фрагментом поля, леса или гор. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы – свойство талантливого художника. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её разговор дано не всем. Недаром говорят, что картина – это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника. Беря реальные предметы окружающей природы, он умело передает необходимое ему по замыслу состояние природы. Именно состояние, а не внешний вид природы находится в центре внимания художника.

В своих работах Борис Габараев важное значение придает построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. Все это дает возможность мастеру воплотить на холсте свои непосредственные эмоциональные впечатления, добиваясь нужной художественной выразительности.

Для ряда его пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. В них он стремится показать зрителю эстетику родной природы, познание которого основано на непосредственных наблюдениях и подчеркнуто эффектами освещения. Иногда художник использует также фигуративные включения людей и животных, преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. Он обращает внимание не только на монументальность природы, но и на мелочи: траву из-под камня, сломанное деревце, детали калитки, рябь на воде…

Часть пейзажей Бориса Габараева созданы на канонах классицизма, когда основной элемент сюжета картины помещается в центре, будь то архитектурное сооружение, вершина горы или что-то другое. Пространство при этом четко делится на три плана, разграниченных игрой цвета, в изображениях первого плана предпочтение отдается коричневым и другим темным тонам, на втором – зелёные и красные тона, цвета третьего плана преимущественно голубые.

Для Бориса Габараева характерно стремление подчеркнуть гармоничную связь природы и человека. В его картинах, напоённых светом и теплом, пейзажи родной Осетии предстают воплощением таких понятий как «гармония», «мечта» и «дом». В них словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой. Подобная сюжетная линия четко прослеживается в таких работах мастера, как «Озеро Цунар», «21 мая», «Цунар», «Церковь святой Богородицы», «Вид на гору Бурсамдзел», «Праздник Атынæг» и др.

Здесь происходит совмещение пейзажного и жанрового компонента, где акцент ставится не столько на создании масштабных панорамных композиций, сколько на проникновении в суть жизни родного края, органически переплетенного с ландшафтным окружением. В чистых и лучезарных полотнах зритель видит световоздушное пространство, наполненное солнцем, эффекты цвета с тончайшей, подчас неуловимой градацией, когда предметы как бы растворяются в воздухе. Благодаря этому создается впечатление нерасторжимости природы и человека.

Как оказалось, Борис Габараев обладает даром чувствовать не только ауру родного края. В работах, созданных за последние годы в результате поездок по странам Европы в рамках проекта «Арв-Арт» – «Брюгге», «Авиот», «Мотмеди» и др., мастер вновь раскрыл свою многогранность, передав на холсте эмоции и впечатления от готической архитектуры старинных кварталов городов, мощных цитаделей и уютных ландшафтов Бельгии, Голландии, Франции. Здесь мы также видим классические композиции с преобладанием ярких цветов, что уже стало стойкой тенденцией в творчестве художника. Мастер осознанно стремится через использование характерных красок передать те изменения, которые происходят в его мироощущении, где теперь все больше светлых радостных бликов.

А. Гергаулова