Верьте в своих детей – и все у них получится

Если одни родители пере­живают, что ребёнок ничем не интересуется, то другие, наоборот, нервно вздраги­вают от постоянных «ма­ма, я хочу!» Как реагировать на увлечения ребенка, если в их серьёзности вы не уверены.

Ребенку свойственно увлекаться и менять свои увлечения – так происходит развитие и продвиже­ние по пути понимания себя. Поэтому родителям стоит поддерживать любую попытку ребёнка попробовать себя в чём-то новом. Другое дело – как.
Если вдруг ребенок захотел, например, играть на гитаре, это не значит, что нужно срочно покупать дорогой инст­румент и отдавать его в музыкальную школу. Почему бы для начала не по­просить у кого-то из знакомых про­стенький инструмент на пару дней? Возможно, ребёнку будет достаточно всего-навсего подержать гитару в ру­ках и попробовать на ней побренчать, чтобы решить, что его больше инте­ресует что-то другое. То есть, с од­ной стороны, важно откликнуться на возникшую у ребёнка инициативу, а с другой – не следует «бежать впе­реди паровоза», спеша предложить то, на что ещё нет прямого запроса.
Можно поговорить с ребёнком о воз­никшем у него интересе и попытаться понять, какие мотивы за этим стоят. Так, за стремлением заняться танца­ми может оказаться как и желание танцевать, так и обеспо­коенность девочки-под-ростка своей фигурой. А за внезапным интересом к борьбе у мальчика нередко скрывает­ся боязнь выглядеть слабаком на фоне сверстников, и так далее. Важно ра­зобраться, чего именно сейчас хочет ребёнок, что его волнует.
Школьная учёба часто сводится к запоминанию алгоритма действий, который диктуют учителя. Вне школы тоже обычно при­ходится перенимать правила и навыки у старших. Это необходимо, но для ус­пешной жизни ребёнку важно уметь де­лать собственный выбор и за него отве­чать. И как раз сфера увлечений может помочь ему получить хороший опыт в принятии самостоятельных решений.
Больше спрашивайте самих детей. Ваш сын сказал, что хочет ходить в спор­тивную секцию, – отлично! Можете за­дать ему уточняющие вопросы, напри­мер: «Что ты знаешь об этом виде спорта? Чем он тебе понравился? Чему ты хочешь научиться?», «Готов ли ты к тому, что если будешь этим заниматься, то, воз­можно, от каких-то привычных дел те­бе придётся или отказаться, или делать их быстрее?» Если вас беспокоит, что ребёнок часто меняет свои намерения – сегодня хочет одно, завтра другое, то постарайтесь выяснить у него, с чем это связано. Возможно, бесконечная смена интересов вызвана неудовлетворенностью своими результатами.
Наблюдайте за ребёнком и, чем бы он ни занимался, отмечайте всё, что ему удаётся. Пусть даже само занятие вам не близко и непонятно (напри­мер, компьютерные игры), интере­суйтесь, что у вашего ребёнка хорошо получается, и хвалите за это. С одной стороны, так он узнает, что вам небез­различны его интересы, с другой – по­лучит представление о своих силь­ных сторонах. Однако, даже увидев явную одарённость сына или дочери в какой-то области, не стоит подтал­кивать ребёнка к решению заняться этим более серьёзно – так можно спуг­нуть интерес. Дайте ему возможность прислушаться к самому себе и двигаться в собственном темпе, и рано или поздно он сделает свой выбор.
Есть высказывания, которые могут стать для вашего ребёнка «словами силы». Если вы регулярно и в разных вариациях будете их произносить, это поддержит его в любом деле, ок­рылит и укрепит его веру в себя, а за­одно и упрочит ваш авторитет. Чаще говорите ребёнку, что верите в него.
Найдите повод одобрить его действия: «У тебя хорошо получается!», «Здоро­во, что ты можешь принимать само­стоятельные решения!» Поддержите ребёнка на пути взросления, сказав, допустим, так: «Я вижу, что ты уже мо­жешь с этим справиться!» или «У тебя это выходит лучше, чем в прошлом го­ду». Если даже вы не видите результа­та, но ребенок увлечён, можно просто поддержать его нацеленность на дело, на процесс. Например, малыш с удо­вольствием рисует, а родителю это не кажется шедевром и не видно даже похожести, не спешите критиковать, просто поддержите увлечение, сказав: «Мне очень нравится, что ты этим за­нимаешься».
Верьте в своих детей – и у них всё получится!