В Южной Осетии предлагают создать комбинат школьного питания

На сегодняшний день в некоторых городских школах ситуацию с питанием для учащихся можно оценить как более или менее удовлетворительную. Однако если брать в целом по республике, то здесь возникает много вопросов. Чаще всего школьники получают на обед булочку или же кекс с чаем бесплатно, которые, как признаются преподаватели, детям уже осточертели.
Создание госкомбината школьного питания должно позволить подойти к решению проблемы на системной основе.
Как полагает советник Адми-нистрации Президента РФ по вопросам образования и науки в РЮО, кандидат экономических наук Темина Казахова, новая структура должна будет заняться централизованной организацией горячего буфетного типа питания для учащихся.
«Комбинат школьного питания должен оказывать услуги по приготовлению горячего питания в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормативами для образовательных учреждений», – отмечает советник.
По ее словам, в функции комбината также должна входить разработка примерного меню на неделю и его согласование с руководителями образовательных учреждений и местного территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государст-венный санитарно-эпидемиоло-гический надзор.
При составлении меню в обязательном порядке предполагается учитывать сезонность, необходимое количество основных пищевых веществ и требуемую калорийность суточного рациона.
Меню также будет формирова-ться с учетом возрастных факторов и национальных предпочтений.
По мнению Темины Казаховой, создание комбината обеспечит лучшее обслуживание и более гибкую ценовую политику, плюс вопросы снабжения сырьем будут решаться на профессиональном уровне.
К организации питания планируется привлечь высококвалифицированных специалистов – технологов, врачей-диетологов, специалистов по производственному контролю с использованием лабораторно-инструментальных методов, чтобы гарантировать высокое качество продукции.
Продукты питания при этом комбинат должен приобретать у предприятий-изготовителей и местных фермеров.
Авторы идеи полагают, что централизованные покупки должны привести к снижению закупочных цен и снижению стоимости готовой продукции за счет уменьшения издержек при производстве питания (снижение коммунальных расходов, уменьшение доли амортизации на единицу продукции).
«Создание государственного комбината школьного питания поможет решить одну из важнейших задач национальной безопасности – здоровье подрастающего поколения.
Не забудем еще и о проблеме взаимосвязи школьного и домашнего питания. Поэтому родительский контроль за качеством школьного питания нельзя снимать с повестки дня. Более того, в систему обеспечения здорового питания учащихся должны быть вовлечены все заинтересованные стороны – и родители, и педагоги», – говорит Темина Казахова.
Кроме того, советник минобра отметила, что по выводам многолетних исследований врачей и педагогов в России, учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохое настроение и пониженную работоспособность.
К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Еще недавно школьники, особенно старшеклассники, предпочитали некачественную еду (чипсы, кока-колу и всевозможные рекламируемые сухарики). К счастью, сегодня эта тенденция стала меняться, и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Поэтому современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Его питание должно быть сбалансированным.
В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Среди директоров школ, опрошенных нами, многие склоняются к введению горячего питания для учащихся на платной основе.
«Продленка» разбита на 9 групп, обедают в три смены, вместе они не помещаются в столовой. Остальным ежедневно предоставляются булочки и горячий напиток, все это бесплатно. Но все дело в том, что из кухни по всей школе разносятся «ароматные» запахи приготавливаемой пищи и многих, которые не успели пообедать дома, эти запахи раздражают. И учеников, и педагогов. Поэтому надо вводить платное питание, чтобы другие дети и преподаватели тоже питались, а не только «продлёнка», – предлагает директор школы № 6 Людмила Александрова.
«На сегодняшний день в Лицее искусств им. Аксо Колиева тоже существует «продленка» для учащихся 1-4 классов, однако у нас не предусмотрено финансирование на питание. Мы вынуждены предоставлять учащимся «продленки» продукты питания, которые остаются в буфете, или же сами покупаем им хлеб, повидло… Мы обращались в Минобрнауки с просьбой о выделении дополнительных средств на питание для учащихся группы продленного дня. В настоящее время этот вопрос прорабатывается. Все учащиеся Лицея питаются во время обеденного перерыва. В день на одного ребенка выделяется 47 рублей, однако этой суммы недостаточно в связи с подорожанием цен на некоторые продукты», – сказал директор Лицея Лаврентий Касоев.
Значительная часть родителей также не против улучшить дневной рацион своих детей в школе за умеренную плату. Однако к этим изменениям готовы не все, видимо, материальное положение далеко не всем позволяет платить за питание в школе.
М.САНАКОЕВА