В медиа-центре «Ир» состоялся Круглый стол, посвященный эффективности и приоритетам предвыборных систем в Южной Осетии. В дискуссиях на эту тему приняли участие лидер партии «Новая Осетия», и.о. министра иностранных дел Давид Санакоев, председатель социалистической партии «Единство народа», глава администрации Дзауского района Владимир Келехсаев, лидер партии «Фыдыбаста», председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов, представитель партии «Единство», депутат Парламента РЮО Элина Джигкаева, общественные деятели и эксперты.
Обсуждение началось с краткого экскурса в историю югоосетинского парламентаризма в контексте избирательных систем и правовых рамок избирательного процесса.
Было отмечено, что выборы не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, а очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса.
Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе. При этом избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное, ее конкретное содержание различно в каждой стране, и меняется со временем под влиянием многочисленных обстоятельств. Каких-либо абсолютных схем не существует, есть некие стандарты общего характера, а дальше каждая страна вводит свои модификации, наиболее оптимальные для нее с учетом существующего характера соотношения политических сил, сложившегося типа партийной системы, развитости демократических институтов и др.
За 20 с лишним лет истории югоосетинского парламентаризма Республика перепробовала все три основные системы выборов – мажоритарную, смешанную и пропорциональную. По первым двум системам выборы проходили по два раза, по пропорциональной всего один раз, и как было отмечено на Круглом столе, наибольшие претензии со стороны общества вызвала именно последняя система. Не случайно, подавляющее большинство политиков и кандидатов в президенты в ходе электоральных процессов 2011-2012 годов, исходя из запросов населения, обещали ввести обратно смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Правда, этого до сих пор по различным причинам не удалось сделать, что опять таки не преминули отметить все участники Круглого стола.
Среди перечисленных минусов пропорциональной системы были названы – определенная обезличенность партийного парламента и партийных списков во время выборов, резкое снижение представительства районов в законодательном органе в условиях отсутствия работающего механизма местного самоуправления. Как отметил один из участников дискуссии, партийный парламент приводит к определенной коллективной безответственности, когда отдельно взятый депутат нередко не считает для себя обязательным реагировать на просьбы и проблемы граждан, отсылая обратившихся к руководству партии, от которой он выдвигался. Еще одна слабая сторона пропорциональной системы в Южной Осетии обусловлена местной спецификой, когда население традиционно привыкло выдвигать наиболее авторитетных своих представителей для решения общих вопросов, поэтому нынешняя система неудобна для населения и с психологической точки зрения. Другой минус – способы составления партийных списков, метаморфозы, происходящие с ними во время выборов, которые часто даже для самих партийцев остаются непонятными.
В целом почти все участники дискуссии согласились с тем, что для Южной Осетии наиболее оптимальной является смешанная система.
В частности, по словам Вячеслава Гобозова, именно такая система является наиболее справедливой и гибкой, более полно отражает политические тенденции и процессы в стране. «В то же время, претензии к нынешнему парламенту обусловлены не тем, что у нас была плохая система его формирования, а потому, что мы хорошо знаем, что творилось вокруг этих выборов. Никакая избирательная система не даст хорошего парламента, если такого рода безобразия будут происходить во время избирательных кампаний. Поэтому на сегодняшний день главным вопросом является даже не изменение системы, а отход от того трафарета скандальных выборов, которые у нас проходят за последние годы», – сказал Вячеслав Гобозов.
Вместе с тем, как отметил Гобозов, пропорциональная система вводится при наличии большого количества партий, поэтому в 2009 году, когда существовало всего 4 партии, переходить на пропорциональную систему не было смысла, а уж тем более повышать барьер прохождения в парламент до 7 процентов.
«Это делается только в одной ситуации – когда есть необходимость из многочисленного количества партий отсечь нежизнеспособных и сформировать нормальную партийную систему», – заметил председатель партии «Фыдыбаста».
Вячеслав Гобозов также высказался в пользу профессионального парламента, поскольку «любительщина» обходится Республике очень дорого.
Скептически оценивая шансы на изменение избирательной системы к парламентским выборам из-за ограниченных временных рамок, Гобозов выразил убежденность в том, что к следующим выборам в Южной Осетии должна быть введена смешанная система.
Примерно в таком же духе высказался Давид Санакоев. «На сегодняшний день у нас новые вызовы и они диктуют новые условия, к которым мы должны подходить очень взвешенно. Менталитет нашего народа таков, что они на выборах голосуют, прежде всего, за личность, кого они знают и в котором уверены».
По его словам, менять в спешке избирательную систему контрпродуктивно. Он высказался в пользу взвешенного системного подхода – выбрать с учетом местных реалий наиболее оптимальную для Южной Осетии систему и без спешки осуществить переход на нее, продумав все аспекты, дабы потом опять не кивать на допущенные ошибки.
Впрочем, некоторые участники встречи все же высказали убежденность в том, что при наличии политической воли все еще возможен отказ от нынешней пропорциональной системы, несмотря на скорое объявление начала предвыборной кампании.
Лидер партии «Единство народа» Владимир Келехсаев также выступил в пользу возвращения мажоритариев в парламент. По его словам, раньше население в районах Республики и в городе знало, кто их депутат и к кому они могут обратиться в случае необходимости. Теперь, к примеру, весь Дзауский район фактически оказался без депутатского «надзора» – люди не знают к кому им следует обращаться и кто обязан реагировать на их проблемы.
Присутствовавшие эксперты медиа-центра – Валентина Котолова и Марина Дзигоева в свою очередь высказали доводы «за» и «против» той или иной системы в условиях Южной Осетии. По мнению Валентины Котоловой, для развитых стран, где функционируют сложившиеся партии, более приемлема пропорциональная система.
В то же время, по ее словам, югоосетинские партии, как и в целом партийная система в Республике, недостаточно развита. «Партия должна иметь под собой социальную базу, свою идеологию, программу, устав и лидера. Если есть эти атрибуты, можно сказать, что политическая партия состоялась. В противном случае, это просто какие-то клубы. Мне сложно сказать, что хотя бы одна политическая партия у нас обладала перечисленными атрибутами. Я не говорю, что партии не нужны, я говорю о причинах, почему у нас пока не состоялась партийная структура», – отметила Валентина Котолова.
Одной из причин эксперт медиа-центра назвала аморфную социальную структуру, сложившуюся в Южной Осетии.
Для адекватной оценки ситуации и выработки необходимых рекомендаций, Валентина Котолова предложила организовать постоянную работу экспертов, социологов и политологов, которые должны будут отслеживать протекающие в обществе процессы и давать правильную информацию.
Заключительная часть Круглого стола была посвящена выработке предложений по внесению изменений в избирательную систему Южной Осетии. Исходя из того, что предстоящие выборы, скорее всего, пройдут по нынешней пропорциональной системе, собравшиеся внесли ряд предложений, направленных на устранение наиболее явных ее минусов.
В частности, Вячеслав Гобозов предложил ввести помимо общереспубликанских партийных списков, отдельные списки по районам и городу. В таком случае, предполагается, что партийные лидеры будут заинтересованы во включение в региональные списки лиц, имеющих авторитет среди местных жителей, те, в свою очередь, будут в большей степени ощущать ответственность перед населением районов и города.
Прозвучало также предложение обязать партии проводить праймериз – внутрипартийные выборы, чтобы в партийные списки попадали не случайные люди в результате туманных процессов, а наиболее популярные и авторитетные члены партии. Внутрипартийные выборы позволят также определять очередность в партийных списках.
Предложено также отказаться от «жестких» партийных списков в пользу более гибких схем, которые опробованы во многих странах, где избиратели имеют право не голосовать сразу за весь список, а отмечать тех его участников, которые для них предпочтительнее. Прохождение в парламент для участников списка при этом напрямую зависит от числа полученных «отметок».
Среди прозвучавших предложений – снижение процентного барьера для прохождения в парламент с нынешних 7 процентов до 3-4, а также сокращение срока полномочий законодательного органа. Нынешние 5 лет показались участникам дискуссий неоптимальными, с учетом небольших масштабов Южной Осетии.
Другая идея касалась распределения голосов партий, не прошедших в парламент. Как отметила Валентина Котолова, голоса, набранные не прошедшими в парламент партиями, должны распределять они сами. «Если партия не набирает необходимого процента голосов избирателей и не проходит в парламент, я считаю, что она сама должна решать, кому отдавать свои голоса. Сегодняшняя система, когда эти голоса распределяются между преодолевшими барьер партиями, считаю неправильной», – подчеркнула она.
Подводя итоги, участники дискуссии сошлись во мнении, что одной из главных задач парламента нового созыва должна стать проработка вопроса о переходе на смешанную систему с проведением всестороннего анализа слабых и сильных сторон каждой системы.
Была также отмечена необходимость прозрачного и демократичного проведения выборов, чтобы Республике удалось сформировать законодательный орган, легитимность которого не будет оспариваться.
В этой связи возник ряд вопросов, касающихся работы избирательных участков на прежних выборах, в частности тех, на которых голосовали граждане РЮО, проживающие за пределами Республики.
Юрий ВАЗАГОВ