В сельской школе главная проблема – количество учащихся

Поводом к написанию данной статьи послужило то, что каждое утро из различных сел на автобусах в г.Цхинвал приезжают дети школьного возраста. Их обычно сопровождают родители, чаще матери. Наблюдая такую картину создается впечатление, что в селах больше нет действующих школ. Чтобы прояснить ситуацию я посетил Мугутскую среднюю школу Знаурского района. Когда я прибыл на место было около 11.00 утра. В школе шли занятия согласно расписанию. В учительской меня встретил директор школы Георгий Габараев. Пояснив цель визита сразу же приступили к диалогу.

На мой вопрос, сколько в школе учеников, директор с печальным видом ответил, что их всего-то 17 человек. Было видно, что этот вопрос – больная тема как для Мугутской школы, так и для всех сельских школ республики. Учителя с сожалением сообщили и то, что семеро детей школьного возраста из села Мугут учатся в школах города, причем, многие из них каждое утро выезжают туда на автобусе, а после занятий возвращаются обратно. Дети в зимнее время вынуждены затемно выезжать из села. На мой вопрос, почему эти дети не учатся здесь, прозвучал ответ, что некоторые из них раньше учились в Мугутской средней школе. Однако по непонятным причинам родители забрали их документы и перевели детей в город. 

Из разговора с учителями создавалось такое впечатление, что преподавание в школах города намного лучше, качественнее и поэтому родители перевели своих детей учиться туда. Однако на вопрос: как сегодня учатся эти дети в городе? – ответ был не очень оптимистичный.

Были случаи, когда переведя в сентябре своего ребенка на учебу в город, уже в начале следующего года родители просили директора принять его обратно. Причина, как правило, кроется в том, что в новых городских условиях ребенок не мог привыкнуть и перестроиться на новый лад. А если еще и попадал в коллектив, где его принимали как сельского жителями с иронией и детскими подколками, то он готов был бежать обратно в родную школу.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил глубокие знания в школе, а потом поступил в высшее учебное заведение. От профессионализма учителей зависит очень многое. Многие родители считают, что преподавание и учеба в городских условиях качественнее, чем в сельских школах. Однако не секрет, что если ребенок хочет получить знания, то для этого не важно, где он будет учиться в городе или на селе. Было бы желание.

Но вернемся к нашему разговору с учителями Мугутской школы. Мой вопрос, какие у них проблемы в школе в работе их озадачил. «Сегодня в сельской школе главная проблема – это количество учащихся», – говорили учителя.

Сегодня основная проблема как для коллектива школы, так и для всего села – это дорога, которую необходимо отремонтировать и покрыть асфальтом. Этой осенью опять возникнет проблема с реализацией урожая яблок. Учителя просили довести до ответственных должностных лиц, чтобы они решили сложные вопросы на Североосетинской таможне. Чтобы яблоки можно было рентабельно вывозить в Россию. Сельские учителя – это сельские труженики. Помимо труда учителя работают на земле, которая их всегда кормила. Бывает обидно, когда вырастив хороший урожай яблок приходится затем их выбрасывать.

Для того, чтобы количество учащихся в сельских школах увеличивалась, сегодня необходимо решать неотложные вопросы села, сельских жителей, комплексно. Нужно решать проблемы сельской молодежи в плане создания рабочих мест, жилья и т.д.

В прошлом году в первый класс Мугутской средней школы поступили три ребенка. Со слов директора в этом году тоже ожидают троих. На сегодняшний день в школе не функционирует несколько классов, так как там нет учащихся.

Руководство республики решает вопросы по обеспечению сельских школ всем необходимым. Это прежде всего создание нормальных условий для учебного процесса, повышение заработной платы и т.д.

В прошлом году педколлектив школы с помощью администрации района провел косметический ремонт классных комнат своими силами. Учащиеся школы обеспечены горячим питанием, действует школьный буфет. Школа полностью обеспечена теплом. На все просьбы и проблемы администрация района реагирует немедленно, оказывает всякую поддержку школе. Педколлектив и учащиеся признательны легендарному спортсмену олимпийскому чемпиону Вадиму Богиеву за подаренный спортивный инвентарь. Учителя школы в основном местные жители. Многие выпускники школы, получив дипломы учителей вернулись и продолжают работать в родной школе. Согласно планам Министерства народного образования, учителя повышают свою квалификацию.

Многие выпускники школы учились в разных городах бывшего Советского Союза. Учителя помнят их всех и гордятся ими. С большим уважением и любовью они вспоминают своего бывшего выпускника Маирбега Кокоева, который сегодня работает главврачом в Республиканской больнице. Они, как и все жители республики, благодарны ему за его доброту и за ту бескорыстную работу во благо Осетии.

Скоро весна. И учителя Мугутской школы помимо основной работы приступят к обработке своих садов, огородов. И важно им уделить еще больше внимания. Ведь если не будет сельских учителей, школ, то не будет и населения в наших селах.

Сохранение сел – это одно из важнейших стратегических направлений в работе для руководства республики РЮО. Необходимо сделать все, чтобы сельские школы ни при каких обстоятельствах не закрывались, а количество учащихся в них планомерно возрастало.

Об истории школы

Мугутская школа была сдана в эксплуатацию в 1979 году. В ней училось около 220 учащихся. В те годы в школу ходили не только местные дети, но также и учащиеся из сел Принеу, Верхний Дван, Аркнет и Убиат. Здание состоит из трех этажей и большого спортивного зала. В свое время здесь функционировал открытый плавательный бассейн, но сегодня он зарос кустарниками.

Во дворе школы растут большие ели, которые были посажены давно. В добрые старые времена их посадили учащиеся школы. Они обрабатывали школьный участок, который находился в поле над селом. У школы был и свой трактор, на котором учащиеся изучали технику и вождение. Все это здесь сегодня лишь вспоминают…

Несмотря на то, что село Мугут за все время войны с 1989-2008 год находилось в изолированном положении, оно было осетинским анклавом, коллектив школы вместе с директором смогли сохранить здание школы от разрушения и расхищения.

Благодаря крепким стенам школьного здания подвал стал местом укрытия для жителей села Мугут во время войны августа 2008 года. Селяне укрывались здесь несколько дней, верили и надеялись, что родные школьные стены спасут их от смерти.

Инал ТИБИЛОВ