Ущелье за пятью замками

В верховье Кударского ущелья – Куыдаргома от села Кевселт к северу расположено ущелье Дыуæдонастæуком. Оно раздваивается к востоку до подножия высочайшей вершины Южной Осетии горы Халасхох (Халаца) высотой 3938 м., а на западе к подножию горы Саухох, покрытой вечными ледниками, высота которой составляет 3711 м. Между горами Халасхох и Саухох расположена гора Мæсыгхох, внешний вид которой с юго-запада напоминает величественную башню с абсолютной отметкой высоты 3892 м. Это три высокие горы Южной Осетии.

Гора Халасхох при минусовой температуре покрывается инеем (халас), становится серой, поэтому ее так и назвали – букв. гора инея. С вершин этих гор в результате таяния вечных ледников стекает чистейшая вода, которая соединяется на дне ущелья в небольшую речку Дыуæдонастæудон, попадающую в реку Стырдон (Джоджора). По вершинам этих гор проходит государственная граница между Северной и Южной Осетией. Здесь также расположен центральный водораздел Кавказских гор. Реки Стырдон и Козыдон со всеми притоками попадают в реку Рион, а та попадает в Черное море. Ущелье Дыуæдонастæуком является самым красивым и живописным уголком Кударгома и, наверное, всей Осетии.

В советское время через реку Стырдон был построен мост, и до основания величайших гор построена дорога, по которой можно было проехать на автомашине. Здесь в ущелье ежегодно паслись с мая по ноябрь более 20 тысяч овец, а также большая часть крупного рогатого скота всех колхозов Кударгома. С ранней весны до поздней осени ущелье посещали сотни гостей и жителей Кударгома. Весной одни собирали горную черемшу (скуда), другие различные съедобные растения (цоза, диши, хучъийысæр, хурхæг, саджыках), третьи собирали чайные, лекарственные растения и цветы рододендрона, четвертые чернику, малину и орехи, пятые срезали березовые отростки и ветки для метелок, шестые охотились, ловили рыбу и держали медоносных пчел, седьмые, просто отдохнуть и провести время, приезжали попить минеральной воды у основания горы, и поискать горный хрусталь… К сожалению, в настоящее, время такой возможности уже нет после того, как через Кударский перевал по этому ущелью провели газопровод.

У входа в ущелье на вновь построенном мосту через реку Стырдон поставлен металлический шлагбаум с пятью замками, чтобы невозможно было проехать на автомашине. А пешком добираться и возвращаться обратно груженным, преодолевая более 10 км, не всем под силу.

Во время строительных работ, по непонятной причине, хотя в этом не было никакой необходимости, дорогу и газопровод провели примерно на 150 метров выше на склоне горы, параллельно старой дороге. При этом работая дорожно-строительной техникой в отвал, а не на вывоз, как это было предусмотрено проектно-сметной документацией. Оказались засыпанными скатившимися камнями старая дорога и сенокосные угодья и пастбища общей площадью более 120 гектаров.

Трудолюбивые жители села Кевсельт – Качмазовы многие века очищали эти угодья от камней, о чем свидетельствуют многочисленные кучи (цæндæ). Весной пахали и сеяли картошку и ячмень, косили сено, пасли скот и с большой любовью относились к земле, которая их кормила. По просьбе тогдашнего министра по природным ресурсам Атарбека Тедеева, которому было поручено в кратчайшие сроки составление проектно-сметной документации, в течение недели мне пришлось помогать проектировщикам по проведению проектно-изыскательных работ от   Кударского перевала до села Ерцо.

В результате строительных работ старый мост был разобран, а старая дорога большей частью была засыпана камнями. Так, что по ней не только проехать на автомашине, но и пешком невозможно уже пройти. Так нас лишили возможности добираться на автотранспорте до одного из красивейших уголков Кударгома ущелье Дуæдонастауком.

Но непонятно другое: как так получается, и кто нам разъяснит, что от села Кобет до того нового моста с шлагбаумом с пятью замками, протяженностью 5 км, где так же вдоль дороги проложен газопровод, можно проезжать на любой технике, в любое время года, а дальше по ущелью Дуæдонастæу категорически запрещен проезд на автомашине. Недовольные жители Кударгома надеются, что руководство Республики обсудит вопрос с Газпромом и он будет решен. Если не будет разрешен проезд на автомашине по новой дороге, то можно хотя бы расчистить нашу старую дорогу от камней и восстановить старый мост.

В.Зассеев