Третий век в попытке сохранения духа предков – осетины в Сирии

Там, где до сих пор идут военные действия против террористов, в месте, которое практически является эпицентром боев, очень скромно и мирно живут осетины. Вдалеке от родины они стараются сохранить язык, традиции, этнические свойства… трудно сказать, насколько у них все это получается.

Осетины в Сирии появились после исхода части мусульман с Северного Кавказа. Позднее они через Турцию переселились в Сирию. Их предки являются выходцами из Северной Осетии. Начало заселения Сирии осетинами относится к 1860-м гг. Так, у них имеются документы, что в Сирии их предки начали оседать в 1864 г. По вероисповеданию являются мусульманами-суннитами. В то же время вопрос религии не беспокоит их, они отлично уживаются вместе и не думают о религиозных различиях.

Однако также они придерживаются осетинских обычаев — и стараются воспитывать молодежь в духе традиций предков.

Касаясь языкового вопроса можно отметить, что он практически исчез из общения. Даже из представителей старшего поколения его знает всего около 10-15 человек. Остальные знают в лучшем случае несколько слов. Молодежь же говорит только на арабском.

Несмотря на это, они все же считают себя осетинами.

Такая же проблема с языком есть у всех кавказских народов в Сирии. По мнению осетин в Сирии, при таком развитии ситуации осетинский язык в этой арабской республике исчезнет через 10-15 лет. Члены диаспоры говорят, что ситуация в стране сложная и развитие языка возможно только после восстановления нормальной жизни. Однако к тому времени язык может уйти в историю.

Руководителем диаспоры осетин в Сирии является Насреддин Кошха (Батырты). На кабардинском «кошха» дословно значит «гора» или «горец». Арабы используют слово «кошха», не зная, что оно означает. Батырты Насреддин раньше бывал в Осетии, где у него живут родственники. Его предки являются выходцами из Чиколы. Последний раз он посещал Владикавказ в 2012 г.

Батырты Насреддин окончил Университет дружбы народов в Москве, хорошо говорит по-русски. Работал инженером-механиком. Сейчас на пенсии. Ранее главой общины был Хишам Албегов. Однако около 5 лет назад он переехал в Турцию из-за начала гражданской войны в Сирии.

Общее количество осетин в Сирии до войны, начавшейся в 2011 г., составляло примерно 700 человек. Сирийские арабы обозначают их всех общим наименованием «черкесы» («шеркес»). При общении с арабами осетины также называют себя черкесами, потому что у арабов нет разделения на осетин, кабардинцев, абхазов и т.д. Но среди других кавказцев они известны как осетины.

В среде осетин в Сирии развито понятие собственного достоинства, сдержанности и скромности как нормы жизни. Также они сохранили застольный этикет. К примеру, традицию, согласно которой старший сидит во главе застолья. В семьях в среднем бывает около 5-6 человек. В Сирии представлены следующие осетинские фамилии:

Æлбегтæ-Æлбегатæ, Абисалтæ, Батыртæ, Бæройтæ, Ватайтæ, Елзартæ,

Кинатæ, Къодзыртæ, Къуындыхатæ, Махъотæ, Нæкусатæ, Таухъазахътæ, Темырт, Тугъантæ, Хъантемыратæ, Хъæбæлотæ, Хъуыбадтæ, Цæрикъатæ, Цомартатæ, Цоритæ.

В настоящее время их в стране осталось всего около 300 человек. Остальные уехали от войны в другие страны.

В Турцию из Сирии переселилось 6 семей, около 20 человек. Часть уехала в Европу и 2 семьи переселились в Осетию. Примечательно, что осетины и в Сирии, и в Турции так и говорят «Осетия» и не делят ее на Северную и Южную.

В Сирии осетины очень тесно общаются с другими выходцами с Кавказа. Можно сказать, что они живут как одна община или один народ. Так, в Сирии действует Черкесская культурная ассоциация, в которой также состоят и осетины. Но среди осетин есть те, кто не является членом этой организации и живет своими проблемами.

До гражданской войны осетины каждый месяц собирались друг у друга, обсуждали разные вопросы, оказание помощи членам общины. В случае необходимости стараются помогать друг другу по мере возможности. Фактически все осетины в стране знают друг друга. Сейчас встречаются редко, в основном при возникновении надобности. До начала этой войны достаток у них был не плохой, хотя богатых не было. В Дамаске осетин Албегты содержит небольшое предприятие и производит по заказу разные изделия из пластмассы. Это помогло сохранить работу мини-завода во время войны. Сейчас сирийская валюта обесценилась в 10 раз. И стало конечно намного труднее, уровень жизни заметно снизился. Можно сказать, что война затронула всех осетин в Сирии. К счастью, погибших в ходе нее среди них нет.

Осетины в основном живут в Дамаске. Раньше проживали в других городах и селах. До арабо-израильской войны 1967 г. многие из них жили на Голанских высотах, в ныне покинутом городе Эль-Кунейтра, но после этого переселились в сирийскую столицу.

Вокруг этого города были расположены селения выходцев с Кавказа. Также там было три осетинских села – Федзара, Алфарыз и Аль-Хамидия. Несколько осетинских семей проживало в селах, населенных кабардинцами. После т.н. сирийско-израильской «Шестидневной войны» 1967 г. жители были изгнаны из этого района и перебрались в другие районы Сирии. В настоящее время все эти села заброшены или разрушены.

Также в г. Алеппо   до войны проживало около 6 осетинских семей из фамилии Къондыхатæ. Впоследствии они уехали в Америку и Саудовскую Аравию. В Алеппо остались представители фамилий Хъуыбадтæ и Тугъантæ. После начала войны сведений о них нет.

Недалеко от Дамаска есть и осетинское село Бойдан. Сейчас там живет около 5-6 семей. Это представители фамилий Царикатæ и Елызартæ. По-осетински они также не говорят. Есть и молодежь. После войны жизнь в селе стала хуже. Домашнего скота там не держат. Не занимаются и земледелием, потому что есть проблемы с водой и орошением. Один житель из фамилии Царикатæ держит продуктовый магазин. У другого есть фабрика по изготовлению бумажных салфеток и угля для кальяна. Кто-то состоит на государственной службе или получает пенсию. Так и живут в Сирии жители осетинского села Бойдан.

Кроме того, по словам осетин-выходцев из Сирии, в Иордании живет одна осетинская семья по фамилии Хъуыбадтæ. Но они не считают себя осетинами, утратили этнические связи и смешаны с кабардинцами.

В 2009 г. группа осетин из Сирии в составе 9 человек по приглашению из Осетии побывала на последнем съезде осетинского народа во Владикавказе. Также они посетили и Цхинвал.

При этом, несмотря на отдаленность от Осетии, нельзя сказать, что осетины оторваны от родины предков. Они считают, что где бы они не жили, мы один народ. И хотя они называют Сирию своей родиной, в Осетии остались их корни и родственники. Они также переживали и приняли близко к сердцу боль от террористического акта в Беслане, который не имеет аналогов в мире, и грузинскую агрессию в августе 2008 г.

Это интересно в той связи, что в нашем обществе есть мнение о том, что осетины быстро ассимилируются за пределами Осетии и теряют контакты с ней. Пример осетин в Сирии, которые, несмотря на то, что практически утратили язык, помнят связи с Осетией и воспринимают ее проблемы и радости, как свои личные, опровергает эту точку зрения.

Мари ДЖИОЕВА