Тернистый путь прошли осетинские женщины в богатый мир искусства

Традиционная осетинская семья обязывает женщину быть хранительницей очага, покорной женой и матерью, которая воспитывает детей в уважении к старшим, а также в строгом соблюдении норм и морали, идущих из глубины веков.

Инал Кануков отмечал, что для того, чтобы в осетинской семье что-то изменить, необходимо сначала поменять отношение к женщине, позволить ей быть образованной и прогрессивной. Такие перемены были продиктованы временем. Как известно советская власть дала осетинской женщине возможность определять свое положение в обществе. Одной из первых женщин, которым удалось привлечь внимание осетинской общественности к своему искусству, стала Роза Кочисова (1888-1910 гг.) – первая осетинская писательница, драматург.

Роза первая начала прокладывать путь в мир литературы и искусства. Ее деятельность была направлена против вековых устоев осетин, которые лишали женщину равноправия. Революцию 1905 года Роза восприняла с большим оптимизмом. Теперь, когда перемены вызваны революцией в России, могли поменять общественный уклад, она верила, что и на Кавказе жизнь станет гораздо лучше."Роза

Как известно, Роза Кочисова училась в 1904 -1905 гг. в городе Владикавказе, где считалась девушкой передовых взглядов. Роза была родом из села Ольгинское, и благодаря ее усилиям, как считают искусствоведы, Ольгинское считается колыбелью осетинского театра. Здесь ставились спектакли по пьесам известного осетинского драматурга и писателя Бритаты Елбыздико. В них, как правило, были задействованы одни мужчины (чем не английский театр времен Шекспира!). Розу подобное положение дел совершенно не устраивало. В пьесах, написанных ею, должны были участвовать и мужчины, и женщины. Так, из среды учащейся молодежи села Ольгинское был создан первый женский драматический кружок, где она вместе со своими единомышленниками-подружками ставила пьесы. Для вновь образованного театра Роза написала пьесы, которые имели большой успех, затем в 1906 году они были поставлены в городе Владикавказе. В 1907 году Роза вышла замуж, но счастье ее было недолгим. Образы, созданные ею в своих пьесах, затрагивали серьезные проблемы положения женщин в обществе. Она резко критиковала обычаи похищать невестку, выкуп невесты и т.д. Роза не оставила после себя многотонных сочинений. Ее наследие весьма скромное, всего три пьесы. В комедии «Лгун или наш пристав сошел с ума», полную юмора, герои пьесы, люди из народа, высмеивают нравы и обычаи простых обывателей дореволюционной Осетии, в которой труженикам приходилось нелегко из-за самодурства и самоуправства хозяев.

В пьесе «Завет отца или моя любовь» Роза нещадно обличает вековые традиции осетин, которые угнетали женщину в семье и в обществе. В ту пору брак между молодыми людьми строился в основном по договору родителей. О несчастной любви написано немало, но Роза первая выразила свой протест очень мощно и сильно. В пьесе только смерть дает освобождение молодым людям. Такой сюжет, не новый для мировой литературы, в осетинской литературе стал первой ласточкой. К тому же о правах женщин заявляла женщина, открыто протестуя против вековых традиций.

«Земля – мой свидетель, солнце – предатель», к сожалению, рукопись этой пьесы утеряна. Однако, по свидетельству современников и очевидцев, она имела большой успех. По сюжету в пьесе все тайное становится явным, божья кара не пощадит того, кто совершил тяжкий грех. Поэтому, по мнению драматурга, лучше жить по совести в любви и согласии, чем навлекать на себя проклятия людей и небес. Роза в своих пьесах придерживалась золотого правила «не навреди». Она прекрасно понимала, что осетинское общество не готово к тем радикальным переменам, к которым она стремилась в своем творчестве. Роза остро критиковала пережитки прошлого, которые, по ее мнению, мешали осетинскому народу бороться за светлое будущее. Так, словом и пером, «осетинская девушка из села Ольгинское» (как часто Роза подписывалась под своими произведениями), боролась за идеалы, которые впоследствии осетинскому обществу принесла советская власть.

Кроме того, в творчестве Розы Кочисовой большой интерес представляет публицистическая статья «Девушкам Осетии», в которой автор злостно клеймит обычаи выкупа девушек.

Ее мечтой было сделать мир вокруг себя счастливым и гармоничным. К сожалению, она рано умерла, прожив всего 22 года. Необыкновенно талантливый человек, хоть и многого не успев, оставила после себя произведения, которые заставляют задумываться и нас, теперешних ее читателей.

Тамара КОТОЛОВА