Темина КАЗАХОВА: «Все дети охвачены системой школьного образования»

Накануне Дня учителя, который в Южной Осетии отмечается 5 октября, о положении в сфере образования, проблемах школ и возможностях для учащихся в интервью нашей газете рассказала советник по вопросам образования и науки Южной Осетии от Администрации Президента России Темина Казахова.

Темина Александровна, какие ос-новные проблемы стоят в настоящее время перед югоосетинской школой?

Наше общество только 10 лет пребывает в состоянии мира. До этого на протяжении 25 лет мы фактически выживали в условиях перманентной войны, организованной правящими кругами Грузии. За 10 лет мирного существования жизнь южных осетин изменилась кардинально. Практически пол-ностью обновилась инфраструктура социальной сферы, в том числе и образования. Сегодня в Южной Осетии встречаются только единичные образовательные организации, здания которых находятся в ветхом состоянии. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты в сфере образования.
Изменения, происшедшие за последние 10 лет в образовательной системе республики касаются не только инфраструктуры, но и в целом содержания образования. Так, была создана эффективная система аттестации педагогических работников, совершен переход на новые стандарты начального общего и основного общего образования в масштабах всей республики, что способствовало созданию единого образовательного пространства и т.д.
На сегодняшний день перед югоосетинской школой стоят две важнейшие задачи: непрерывный рост качества образования и воспитание подрастающего поколения в духе национальных традиций в условиях наступающей глобализации.

В одном из интервью министр образования России Васильева отметила, что по закону об образовании школа сама имеет право определять шестидневную или пятидневную рабочую неделю. Этот вопрос бурно обсуждается и в России. Позволяет ли югоосетинский закон об образовании принять аналогичное решение, и как Вы считаете, нецелесообразно ли перейти на пятидневную систему в Южной Осетии? К примеру, взрослые работают пять дней, а дети учатся шесть дней в неделю и детский организм, особенно в условиях непростой жизни в Южной Осетии может уставать.

Безусловно, по закону РЮО «Об образовании» школы Южной Осетии имеют право определять длительность учебной недели (пятидневки или шестидневки). Однако проблема заключается в том, что длительность учебной недели уже предопределена довольно солидным национальным компонентом учебного плана, сократить который мы не можем, так как сохранение югоосетинским обществом своей национальной идентичности в условиях глобализации связано именно с данным компонентом.

В ходе недавней международной конференции в Грузии премьер-министр Бахтадзе назвал ситуацию в Южной Осетии гуманитарной катастрофой и отметил проблемы с доступом к образованию. Как вы прокомментируете утверж-дения грузинского премьера по линии образования? Есть ли у детей Южной Осетии проблемы с доступом к образованию? Здесь мы имеем в виду как дошкольные и школьные учреждения, равно как и получение высшего образования нашими абитуриентами в Южной Осетии и России?

Гуманитарная катастрофа в Южной Осетии была в 90-х годах XX века, когда люди жили без света, газа, когда школьные классы отапливались печным отоплением, дровами, привезёнными в школу родителями. Сегодня в наших школах созданы отличные условия для обучения детей. Что касается доступа к образованию, то на сегодняшний день все дети, независимо от национальной принадлежности и состояния здоровья, охвачены системой школьного образования. Есть определенная перегруженность групп в дошкольных образо-вательных учреждениях, однако, новые, строящиеся по Инвестиционной программе социально-экономического развития Юж-ной Осетии объекты – два детских сада по ул. Привокзальная и Суворова, позволят в некоторой степени решить и эту проблему тоже.
Кроме того, выпускники югоосетинских школ имеют широкие возможности для поступления как в Юго-Осетинский государ-ственный университет, так и в самые престижные вузы России. Министерство образования и науки РЮО расширяет свои связи с вузами России. С некоторыми из них уже подписаны меморандумы о сотрудничест-ве.

В начале 1970-х годов Тэтчер была министром науки и просвещения Великобритании. На своем посту Тэтчер проводила курс на сокращение расходов на государственные школы и, в частности, помимо отмены многих школьных льгот и помощи учащимся, отменила бесплатную выдачу молока школьникам в возрасте от семи до одиннадцати лет. В завершение темы о так называемой гуманитарной катастрофе в Южной Осетии, хочется привести пример школ нашей республики, где учащиеся обеспечиваются обедом. В этом плане, наверняка Южная Осетия выглядит лучше в плане внимания к учащимся в образовательных учреждениях, нежели в той же Грузии…

Безусловно, это так. Учащиеся, посещающие группы продленного дня в югоосетинских школах обеспечены бесплатным горячим обедом. Кроме того, в школах республики есть и второй завтрак.

На каком уровне обеспечена безопасность в средних образовательных учреждениях республики? Оснащены ли школы камерами видеонаблюдения, охраной?

Во всех школах города Цхинвал работают сотрудники вновь созданного ГУП «Ирбис» при МВД РЮО. В некоторых школах имеется система видеонаблюдения.

«Ни одна школа в Южной Осетии не соответствует всем правилам пожарной безопасности». Это заявление сделали представители МЧС на недавней пресс-конференции в Цхинвале. Почему сложилась такая ситуация и как Министерство образования будет решать эту проблему?

Все школы республики обеспечены первичными средствами пожаротушения. Однако полный комплект средств пожарной безопасности имеют только некоторые из них. Для того, чтобы обеспечить одну школу таким комплектом, нужны солидные финансовые вложения. Поэтому в Министерстве образования и науки Южной Осетии была разработана специальная программа «Школьная безопасность», которая на данный момент согласована с Министерством по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий РЮО и в ближайшее время будет направлена в Правительство республики.

Существуют ли официально школьные сборы в Южной Осетии? Этот вопрос часто поднимают родители учащихся и он вызывает определенное раздражение?

Никаких официальных школьных сборов в Южной Осетии нет.

Насколько школы республики оснащены учебниками?

В текущем году за счет средств, сэкономленных в системе, Министерством образования и науки была закуплена учебная литература для школьных библиотек. Обычно мы рассчитываем расходы на учебники, исходя из контингента учащихся на конец учебного года. Так как контингент учащихся с прошлого года увеличился, то оказалось, что не все учащиеся смогли получить бесплатные учебники. А приобрести учебную литературу сверх имеющегося контингента пока нет возможности, т.к., повторяю, книги были закуплены за счет сэкономленных средств. Кроме того, есть факты проявления халатности и со стороны некоторых руководителей образовательных организаций в деле формирования заказа от самой школы. Есть определенная нехватка в учебниках по осетинскому языку и литературе для 5, 6 и 7 классов, но работа в их отношении начнется только в новом финансовом году.

Есть ли необходимость введения норм ГТО в школах, как в России? Данные ГТО отдельного ученика, конечно, не влияют на поступление в ВУЗ, но входят в т.н. «портфолио» ученика, исходя из соображений необходимости здоровья учащихся.

Сохранение здоровья учащихся – первейшая задача в деле воспитания подрастающего поколения. Что касается введения норм ГТО, то этот вопрос еще требует обсуждения.

Как вы считаете, на примере российского лагеря «Сириус» в Сочи, можно ли в Южной Осетии создать аналогичный лагерь для особо одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве?

Создание лагеря, аналогичного «Сириусу» в Сочи, требует значительных финансовых средств. Кроме того, речь идет об особо одаренных детях, которых фактически единицы. Для детей, проявивших выдающиеся способности, мы создаем все условия, вплоть до выезда в Российскую Федерацию.

Как в целом вы оцениваете уровень образования в Южной Осетии?

Проблем в сфере образования еще много. Нужно работать и над повышением качества образования, и над поиском эффективных методов воспитания подрастающего поколения. Однако, в целом, образовательная система Южной Осетии сохранила элементы советской системы образования, и в этом состоит ее особенность.