Строительство дороги Синагур-Карзман в самом разгаре

Кроме благоустройства столичных улиц постепенно улучшается дорожная инфраструктура и в районах Республики. В настоящее время в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2015-17 годы ведется строительство приграничной автомобильной дороги Синагур-Карзман в Дзауском районе.

Заказчиком объекта выступает Комитет по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, работы выполняет подведомственное ему республиканское государственное унитарное предприятие «Дорэкспострой».

В четверг группа югоосетинских журналистов вместе с председателем указанного Комитета Эдуардом Гузитаевым отправилась в высокогорный Синагурский регион – один из самых отдаленных уголков Южной Осетии с целью на месте ознакомиться с ходом строительства стратегически значимой транспортной артерии.

Плохие дороги на фоне красивой природы

Каждый раз, проезжая по Дзаускому району, не перестаешь восхищаться его неповторимым живописным ландшафтом. Взору открывается чарующая красота девственной природы, завораживающий вид горных пейзажей, который гармонично дополняет пробегающая в низине река. В летнее время все вокруг приобретает приятный зеленый цвет. Однако общую благостную картину портят встречающиеся в ряде мест полуразвалившиеся небольшие жилые постройки, в которых, по всей видимости, уже давно никто не живет и, что самое главное, – удручающее состояние местных дорог, доставляющее от путешествия малоприятные ощущения.

От прежнего асфальта автомагистрали Гуфта-Квайса остались лишь небольшие куски. Дорожники проводят определенные мероприятия по содержанию трассы республиканского значения, пытаясь свести к минимуму количество ухабов и рытвин, но совершенно очевидно – давно необходим капитальный ремонт. На 2016-17 годы в Инвестпрограмме заложены средства на ремонт аварийного участка дороги протяжённостью около полтора километра в районе села Кемулта. Хочется думать, что впоследствии будет полностью заасфальтирована вся автотрасса.

В Синагурскую зону сворачиваешь у озера Ерцо, которое временами таинственным образом исчезает, а потом вновь появляется. Недаром его еще называют озером-призраком. В этом ущелье не только в Карзман, но и в с.Синагур дорога находилась в плачевном состоянии. Сейчас ездить по ней становится легче. В настоящее время дорожники отсыпают и разравнивают дорогу.

Единственная проблема – частые дожди

Необходимость прокладки новой дороги в село Карзман назрела давно. Поездка туда превращается в настоящий экстрим, особенно в дождливые дни. В зимний период транспортное сообщение с отдаленным селением становилось невозможным, оно месяцами оставалось отрезанным от остальной части Республики.

Новая дорога в Карзман также прокладывается по сложной горно-лесистой местности, по склону, но маршрут будет более удобным и почти такой же протяженности. Длина ее составит 10 км 800 метров. Проект разработала проектная организация из Северной Осетии «Севосетинавтодор».

Строится дорога 5-й категории, она не предполагает асфальтового покрытия, но это будет достойная дорога с гравийно-щебёночным покрытием. «По новой дороге должен без проблем осуществляться проезд в любую погоду, в том числе в зимнее время. Будем расчищать ее от снега, содержать в надлежащем виде», – говорит генеральный директор РГУП «Дорэкспострой» Мурат Лалиев.

Работы взяли старт в марте нынешнего года. Они несколько отстают от графика, но дорожники обещают скоро наверстать его. Строительный процесс сейчас в самом разгаре, темпы наращиваются. Через речку возводится мостовое сооружение. Его строительство, как сказал Мурат Лалиев, рассчитывают закончить к первой декаде августа. Проводятся земляные работы, откосам придаются нужные уклоны. По пути прокладки дороги вырубаются деревья. Они пойдут на дрова для местных школ.

Всего на объекте задействовано 4 экскаватора и 5 бульдозера. Трудится несколько десятков человек, среди них немало местных жителей, а также строители из Квайсы.

Рабочие бригады в основной массе живут на месте, между селами Джалабет и Синагур неподалеку от погранзаставы развернут небольшой городок, где установлены жилые вагончики. Одно помещение переоборудовано под кухню, рабочие обеспечены трехразовым питанием.

Главная проблема, на которую сетуют дорожники – сложные для работы климатические условия. Здесь в высокогорье дожди идут постоянно. Нам повезло, в день приезда журналистов стояла солнечная погода, но о том, что накануне здесь лило как из ведра, свидетельствовали грязевые жижи на строящейся дороге, которые порой не без труда преодолевали наши водители. Собственно, именно неблагоприятные погодные условия стали причиной некоторого отставания от графика работ. Больше всего, как говорят дорожники, мешает туман, который плотно окутывает все ущелье, пропадает видимость на дороге, работать в таких условиях становится невозможным.

К этому времени проложено около 6,5 км «пионерной» дороги. Дальнейшему продвижению мешает возникшая на пути скала. Здесь уже не обойтись без буро-взрывных работ. В ближайшие дни их проведут специалисты специализированной североосетинской организации. Они уже осмотрели данное место.

Ощущать себя частью государства

Строительство дороги Синагур-Карзман осуществляется в два этапа, оно завершится в 2016 году. Общая стоимость проекта составляет около 360 млн рублей. В текущем году из этой суммы планируется освоить порядка 145 млн, но на сегодняшний день освоено 18 млн рублей.

Как говорит Эдуард Гузитаев, созданы все необходимые условия для плодотворной работы. «Финансирование осуществляется своевременно. По нашим расчетам, мобилизовано достаточно единиц дорожно-строительной техники. Единственное – мешают частые дожди, но мы в любом случае должны выполнить запланированный на 2015 год объем работ. Рассчитываем к концу года полностью проложить дорогу и привести ее в проезжее состояние, – оптимистично настроен главный дорожник Республики. – А в будущем году доведем строительство дороги до полного завершения, проведем работы по установке подпорных стен, укреплению откосов и т.д. Думаю, задача будет выполнена».

Приграничный сельский населенный пункт Карзман разделяется на три части: Верхний, Средний и Нижний, рядом располагается еще одна небольшая деревня. В основном в этих местах проживает население грузинской национальности, они жители нашей страны и должны в полной мере чувствовать себя ее гражданами. В этой связи строительство новой дороги имеет важное значение, оно позволит эффективно решать вопросы социально-экономического развития живописного ущелья.

В. КАЛАЕВ