Страхование – эффективная форма социальной защиты населения

Сложившаяся в советское время система социальной защиты населения не может отвечать нуждам и потребностям сегодняшнего общества, так как она во многом исчерпала себя. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума, снизился уровень охраны труда, медицинского обслуживания, социального и вообще страхования. Это привело к ухудшению социальной защищенности всего населения, как работающего, так и неработающего (пенсионеров, инвалидов, домохозяек и т.д.).

Государство не обладает возможностями оставаться единственным субъектом, который определяет как, кого и в какой степени социально поддержать, более того, оно теряет свои позиции в рыночных условиях как центрального регулятора в сфере социально-трудовых отношений и как их гарант. Это происходит во всех странах СНГ.

Социальная нестабильность в нашем обществе и поиск новых идей, которые бы способствовали экономическим преобразованиям в югоосетинском обществе, подвели нас, желаем мы этого или нет, к разработке программ социальной поддержки, проведению социально-компенсирующих мероприятий в Республике, в ходе которых в одинаковой степени учитывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции. И в этих условиях наиболее эффективной формой специфической социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.

Развитие страхового рынка, сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет создавать надежные системы социальной защиты имущественных интересов граждан, организаций и предприятий, которые должны стать необходимым сегментом в свете происходящих экономических, социальных и политических преобразований в Республике Южная Осетия. При нынешнем состоянии сельского хозяйства, промышленности, в целом экономики республики, требуются максимум внимания к этим проблемам.

Нынешняя система страхования Республики Южная Осетия теоретически и методически готова к проведению многих видов страхования, которые способствовали бы решению обозначенных проблем. Но, к сожалению, страховая система республики не получала необходимой поддержки от основного учредителя – Правительства РЮО, хотя страхование и является стратегическим сектором экономики государства.

Для примера можно привести работу страховой компании ООО «Абхазгосстрах» Республики Абхазия, с которой мы начали работу в 2008 году одновременно. СК «Абхазгосстрах» Республики Абхазия на своем расчетном счету имеет миллиардные суммы денег.

При нормальной работе республиканской страховой организации в ней было бы трудоустроено около 82 человека. Это хорошее подспорье для безработных в РЮО.

Без создания необходимых жизненных условий на селе, без развития сельской инфраструктуры, трудоустройства людей, хорошей дорожной сети, автобусного сообщения, электрификации, газификации, радиотелевещания, медицинского обслуживания и т.д. не может быть и речи о возращении людей к родным очагам. Оказание реальной помощи населению в приобретении семян, скота, различной сельскохозяйственной техники и государственные дотации в приобретении горюче-смазочных материалов, улучшение жилищных условий – многие из этих вопросов были бы решены, если бы уделялось достаточное внимание системе страхования как в других государствах.

Страхование призвано решать целый ряд социальных и экономических задач при условии достаточного уровня развития страховых отношений в обществе. Каждый субъект страхового рынка преследует свои конкретные цели и поэтому в основе регулирования, планирования и разработки различных мероприятий, направленных на развитие отрасли, должен лежать баланс интересов всех участников страховых отношений и государства.

Постановление Правительства РЮО от 12 октября 2012 года за №206 о наведении порядка в страховой деятельности, в частности, приостановлении лицензии для «неопознанных» страховых компаний, которые выводили из Южной Осетии денежные средства по страхованию строительно-монтажных рисков, но в нашей страховой компании нет никакой информации о результатах от этой работы.

Тогда как при наших условиях при полной отмобилизованной нормативно-правовой базы страхования Республики, для увеличения спроса на страховые услуги отсутствуют стимулы для расширения страховой защиты как для юридических, так и для физических лиц. Что касается введения обязательных видов страхования, то зарубежная практика свидетельствует об активном использовании такой формы страхования, однако это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Мы не относимся ни к первым, ни ко вторым. В условиях Республики Южная Осетия для расширения обязательных видов страхования Правительством должны быть предусмотрены источники финансирования. Из-за не выделения Уставного фонда и чтобы не допустить выхода из правового поля менеджмент страховой компании, в соответствии с законом «об обществах с ограниченной ответственности» РФ (своего нет), принял решение о снижении размера уставного фонда (глава III статья 14 п.1.) С чем мы и работаем в настоящее время.

Наблюдается дефицит квалифицированных страховых кадров для осуществления реальной страховой, консалтинговой деятельности, экспертиз актуальных расчетов.

Существует проблема налаживания отношений между потенциальным страхователем и страховой компанией, необходима пропаганда и реклама страхования как альтернативного и современного способа минимизации рисков и защиты имущественных интересов страхователей.

Цена страховой услуги должна соответствовать возможностям той группы страхователей, для которых она предназначена, т.е. необходим дифференцированный подход для формирования страховых тарифов, например, использование пониженных и повышенных коэффициентов, учитывая уровень доходов населения в различных районов республики.

Недостаточно развито страхование предпринимательских рисков, напрямую влияющие на повышение инвестиционной привлекательности региона, нет стройной системы страхования, нет и инвестиций, нет и внутреннего заимствования. Нет в Республике и эффективного взаимодействия страховых компаний с силовыми структурами, на которых возложен контроль и исполнение законов страхования.

В настоящее время работники наших силовых структур не застрахованы от несчастных случаев, а при их наступлении пострадавший остается один на один со своей бедой или же приходится искать какие-то иные, не совсем законные пути помощи для пострадавших. Работники силовых структур надеются, что эти вопросы решит новое Правительство.

Из-за отсутствия материальных средств, страховая компания «Югоосетгосстрах» РЮО не имеет возможности использования сети Интернета, как средство рекламы и продажи страховых услуг. Распространение страховых продуктов через Интернет позволило бы снизить расходы на их сбыт, снизило бы зависимость от страховых агентов, а так же цену приобретаемого страхового продукта.

О страховании в Республике можно говорить и говорить, но ограничимся констатацией того, что в сфере формирования и развития страховых отношений в регионе сконцентрирован большой круг задач, решение которых возможно при условии экономического стимулирования, рекламного воздействия, методического руководства и помощи государства.

Ф.Г. БИТИЕВ, генеральный директор ОАО «Югоосетгосстрах» РЮО