Современные угрозы и вызовы требуют новых подходов

В центре внимания участников круглого стола, прошедшего в медиа-центре «ИР», находились вопросы безопасности и развития Южной Осетии.

В рамках обозначенной тематики обсуждалось значение Договора о союзничестве и интеграции с точки зрения выстраивания системы безопасности в регионе, тенденции развития внешнеполитической ситуации вокруг РЮО в 2015 году и др.

Вопросы безопасности рассматривались не только в аспекте военной составляющей, но и в более широком плане, поскольку понятие безопасности включает в себя экономику, развитие политической системы государства, государственных институтов, демографию и многие другие сферы.

В дискуссии на предложенную тему приняли участие представители исполнительной и законодательной ветвей власти, активисты политических партий и общественных организаций.

Как отметили участники круглого стола, на сегодняшний день в закавказском регионе ряд дестабилизирующих факторов могут серьезно осложнить ситуацию в ближайшей перспективе. Российское военное командование, в частности, начальник Генштаба Валерий Герасимов уже обращает внимание на это обстоятельство, не исключая, что ситуация на Украине может привести к разморозке всех остальных конфликтов на постсоветском пространстве. Наиболее ярко эта тенденция наблюдается в Нагорном Карабахе, где с трудом удается сдерживать возобновление широкомасштабных боевых действий.

При этом международные организации, в частности, Парламентская ассамблея Совета Европы, ОБСЕ и ЕС уделяют все больше внимания ситуации в Закавказье. Однако в данном случае речь больше идет о попытках ограничить рост российского влияния, в частности, в Южной Осетии, нежели о действиях по превенции эскалации напряженности.

Еще одним серьезным фактором, который в ближайшем будущем вероятнее всего будет играть роль детонатора ситуации, эксперты медиа-центра назвали усиление активности «Исламского государства» (ИГ) в регионе. Панкисское ущелье, в соседней Грузии превратилось в своего рода кадровый резерв ИГ, эмиссары этой террористической организации ведут вербовку и готовят группы для переброски в Сирию и Ирак с целью борьбы с правительствами этих стран.

Закавказье и Северный Кавказ, по оценкам экспертов, входят в зону риска, где пока еще нет собственно отрядов ИГ, но формируются соответствующие предпосылки. Продвижение натовской инфраструктуры в Грузии им явно не помеха.

В этой связи встает вопрос об укреплении обороны и безопасности Южной Осетии. Нельзя не признать, что Договор о союзничестве и интеграции, в котором один из основных акцентов ставился на военную составляющую, по сути, носит характер упреждения по отношению к подобного рода угрозам. Он резко повышает степень защищенности РЮО и создает правовую базу для более тесной координации усилий России и Южной Осетии, в том числе в деле обеспечения обороноспособности. В создавшихся обстоятельствах курс на дальнейшее углубление отношений РЮО с РФ вновь подтверждает свою безальтернативность. Причем с этим фактом, как отмечали участники Круглого стола, согласны практически все политические силы в республике.

Вместе с тем, в свете современных угроз и с учетом опыта боевых действий в Сирии, Ираке, на Украине, а также собственно в Южной Осетии, доказавших эффективность подготовленного, высокомотивированного ополчения при защите государства, возникает целесообразность рассмотрения вопроса о необходимости создания системы резервистов. Не случайно этот вопрос за последние годы неоднократно поднимался югоосетинскими экспертами. Многие участники нынешнего круглого стола также ставили вопрос о необходимости наличия в Южной Осетии наряду с системой резервистов небольшой мобильной, профессиональной армии, которая, разумеется, не сможет отразить в одиночку вторжение вероятного противника, но сыграет свою роль в защите республики.

Президент медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева также обратила внимание на то, что за внутриполитическими перипетиями общественность республики больше не отслеживает ситуацию в сопредельной Грузии, власти которой вновь активно ставят на повестку дня вопрос о «территориальной целостности».

«Риторика политических деятелей Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии снова активизировалась. В частности, за последнее время эту тему подняли католикос Илия II и руководство Грузии. Все это, наверное, не случайно. Видимо, украинские события тоже оказывают влияние на наших соседей, а уроки 2008 года оказались забытыми. В любом случае, мы видим, что не так все просто, и вызовы, которые были у нашей страны, сохраняются.

Наша безопасность в прямом и в переносном смысле гарантирована со стороны России, Договор о союзничестве и интеграции и другие договора твердо обеспечивают нашу безопасность, но это не означает, что не надо реагировать на происходящие процессы», – резюмировала Ирина Гаглоева. Депутат Парламента от Народной партии Амиран Дьяконов в свою очередь подчеркнул, что безопасность РЮО находится от прямой зависимости от тех геополитических процессов, которые разворачиваются в мире.

«Сегодня четко прослеживается тенденция по разморозке конфликтов, которые остались на территории постсоветского Кавказа. На очереди – эскалация конфликта в Приднестровье, что очень актуально на сегодняшний день, ибо у России на данном этапе нет выхода к Приднестровской республике, поскольку Украина перекрыла все коммуникации, и Приднестровье как осколок русского мира остался в изоляции», – отметил Амиран Дьяконов. По его словам, Южная Осетия сегодня является ключевой точкой соприкосновения полярных по отношению друг к другу цивилизационных центров, западного однополюсного миропорядка и цивилизации Русского Мира. На Западе понимают, что потеря Россией Южной Осетии неминуемо подорвет систему безопасности на Северном Кавказе, резко усилив антироссийские центробежные тенденции в республиках региона. К тому же на территории Осетии расположены важнейшие транспортные и энергетические коммуникации. «Наши политические оппоненты на Западе прекрасно понимают это обстоятельство. И поэтому в отношении Южной Осетии вновь предпринимаются значительные усилия, в частности, по такому чрезвычайно щепетильному для нас вопросу, как распространение деятельности ОБСЕ на территории Южной Осетии. Мы затронули и проблему исламского государства. Наши западные друзья действуют в одноколейном ключе. Вспомним Аль-Каиду, которая в свое время была создана для борьбы с Советским Союзом в Афганистане и фактически являлась одним из подразделений ЦРУ. Таким образом, США вырастили змею, которая их ужалила 11 сентября. Теперь они также ничего нового не придумали. В целях создания хаоса они сформировали «Исламское государство», распространили его влияние на Сирию, Ирак, Африку и другие регионы», – сказал Амиран Дьяконов, подчеркивая, что Россия на сегодняшнем этапе должна четко отстаивать свои интересы.

Ряд участников Круглого стола представили свое объяснение причин активизации риторики грузинской стороны. Некоторые связали это с приближающейся президентской кампанией в США, поскольку победа того или иного кандидата на выборах президента США в той или иной мере влияет на процессы, происходящие во всем мире.

Другие склонялись в пользу той версии, что ситуация складывается под влиянием внутриполитической обстановки в Грузии, которая заметно осложнилась из-за экономических трудностей и активизации сторонников Саакашвили в связи с украинским кризисом. По мнению эксперта медиа-центра Александра Санакоева, сегодня в Грузии ощущается разочарование «Грузинской мечтой», и в связи с этим на авансцену выходят сторонники жесткого прозападного курса, в частности, Ираклий Аласания.

Достаточно подробно вопросы безопасности Южной Осетии затронул и другой участник дискуссии Госсоветник Президента Константин Кочиев. Подчеркнув многоаспектность этой тематики, он обратил внимание собравшихся на необходимость доработки и внесения изменений в Концепцию национальной безопасности Южной Осетии. Данный документ начал разрабатываться с 2008 года, был принят два года назад и уже успел потерять актуальность по некоторым моментам.

«Концепцию уже необходимо дорабатывать, рассмотрев, какие пункты вызывают вопросы и требуют изменений, исходя из складывающейся ситуации вокруг Южной Осетии. Когда начала готовиться концепция, ситуация была другой. Теперь же надо подумать еще раз о том, какие вызовы сейчас появились. Тогда еще не было ИГИЛ, сегодня же есть вероятность появления сторонников «Исламского государства» на территории Грузии. Есть также новые подходы НАТО к вопросам военных конфликтов, есть новая стратегия ведения войны – «гибридная война». Следует изучить данный вопрос применительно к тому, что это означает со стороны потенциальных противников в отношении Южной Осетии и России», – подчеркнул госсоветник.

К. Кочиев также отметил необходимость создания военной доктрины РЮО с учетом современных вызовов и угроз, чтобы этот документ стал основой для политики государства в военной сфере.

В ходе Круглого стола был поставлен вопрос и о более жестком контроле на линии государственной границы, исходя из интересов обеспечения безопасности РЮО.

Ю. ВАЗАГОВ