Слово МИРОТВОРЕЦ стало синонимом мира и безопасности

22 года назад, 14 июля 1992 года, в Южную Осетию вошли миротворческие силы. Этому событию предшествовали долгие три года кровавой агрессии, развязанной фашиствующими властями Грузии против молодой Республики. Эстафету провинциального фашиста Звиада Гамсахурдиа успешно продолжал именитый «демократ» Эдуард Шеварднадзе, который позже охотно обвинял Саакашвили в авантюре, забывая о своей личной ответственности за преступления в Южной Осетии и Абхазии. Более того, при нем Грузия получила в свое распоряжение часть арсеналов бывшего Закавказского военного округа, включая бронетехнику, артиллерию и системы залпового огня. Все это сразу было брошено против Южной Осетии, а затем и Абхазии.

Наиболее массированные попытки штурма столицы Южной Осетии стали предприниматься с апреля 1992 года, после вывода из РЮО батальона внутренних войск России. Крайне критическая ситуация для защитников города и остающихся мирных жителей сложилась после захвата господствующих высот над Цхинвалом, начался расстрел города из ракетных установок и тяжелой артиллерии. Варварские круглосуточные массированные артудары параллельно со снайперским огнем привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.

Народ Южной Осетии истекал кровью в отчаянной борьбе за свою свободу и физическое существование, с января 1991-го по июль 1992-го потеряв более тысячи человек убитыми. От 117 осетинских сел остались только пепелища. Большие разрушения были в городе Цхинвале и других населенных пунктах Республики. Грузинские агрессоры, осуществляя очередной геноцид Южной Осетии, совершили чудовищные преступления. В летописи геноцида навсегда останутся Зарская и Ередская трагедии, массовые убийства мирных жителей по этническому признаку и другие зверства. Как и сегодня на Украине, все эти факты умалчивались мировым сообществом, международные правозащитные организации безучастно взирали на расправу новоявленной грузинской «демократии» над мирным населением Южной Осетии.

Однако, несмотря на потери и колоссальное превосходство в силах и технике со стороны грузинской армии, югоосетинским силам самообороны удалось отстоять столицу Республики и основные населенные пункты. Неприкрытый геноцид осетинского народа вызвал возмущение общественности Российской Федерации. Особо следует отметить и роль Северной Осетии, где хоть и с промедлением, но осознали, что происходит на Юге Осетии. Одним из факторов, подтолкнувших тогдашнее руководство России во главе с Борисом Ельциным к вмешательству в сложившуюся ситуацию, стали массовые митинги во Владикавказе с требованием немедленного прекращения кровопролития в Южной Осетии. Ситуация дошла до того, что Верховным Советом Северной Осетии было принято обращение к властям РФ, где однозначно и четко заявлялось – в случае игнорирования геноцида южных осетин Северная Осетия оставляет за собой право выйти из состава Российской Федерации и оказать помощь своим братьям.

Все эти факторы повлияли на дальнейший ход событий. В первой половине июня 1992 года комиссия Верховного Совета РФ после изучения ситуации предложила Совету Безопасности России принять меры по прекращению огня и предупредить Грузию о возможных последствиях.

Известные Дагомысские (Сочинские соглашения), подписанные 24 июня 1992 года, положили начало процессу мирного урегулирования, став следствием героической борьбы осетинского народа и поддержки со стороны общественности России. Четырехсторонние переговоры между Россией, Грузией, Северной и Южной Осетией в Сочи с участием Бориса Ельцина, Эдуарда Шеварднадзе, Ахсарбека Галазова и Тореза Кулумбегова завершились подписанием Соглашения о прекращении огня и вводе в Южную Осетию трехсторонних миротворческих сил. Однако несмотря на подписанное 24 июня соглашение, грузинские войска продолжали боевые действия против Южной Осетии, вплоть до самого ввода миротворческих сил 14 июля 1992 года. Даже утром 14 июля, когда колонна российских миротворцев шла к Цхинвалу, когда для жителей Республики забрезжила слабая надежда на наступление долгожданного мира, был совершен очередной варварский артиллерийский обстрел города, приведший к жертвам среди мирного населения.

Ввод миротворческих сил стал для населения Республики настоящим праздником, несмотря на сохраняющуюся опасность от снайперского огня, люди собрались на улицах, встречая с цветами и со слезами радости российских миротворцев. 14 июля навсегда стало для Южной Осетии праздничным днем, а в календаре дат появился День миротворца. Слово «миротворец» вошло в жизнь граждан РЮО, став синонимом мира и безопасности. Тогда многие верили, что наступил конец войне и мир будет окончательным, но оказалось, что это была лишь временная передышка, перемирие перед новой войной.

Миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта, согласно классификации ООН, началась с третьего этапа установления мира, предусматривающей проведение решительных мер при условии соглашения между сторонами о прекращении огня и других враждебных действий, до направления в зону конфликта миротворческих сил. Деятельность Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) регулировалась Смешанной контрольной комиссией (СКК), сопредседателем которой от российской стороны тогда стал Сергей Шойгу. В ведении СКК также находилось проведение переговоров между сторонами.

Три мотострелковых батальона миротворцев от каждой из сторон контролировали территорию по фронту до 90 км, в глубину до 40 км. Общая площадь зоны ответственности ССПМ составляла 1736 кв. км, на которой проживало около 100 тысяч человек.

Более 10 лет миротворческая операция в Южной Осетии считалась самой успешной среди операций подобного рода, ее в один голос называли уникальной, не имеющей аналогов. Не менее успешно контингенты российских миротворцев обеспечивали мир в Абхазии и Приднестровье.

Напротив, миротворческие операции, которые реализовывались западными странами, в частности, в Сомали, бывшей Югославии, африканских странах, как правило, вели к эскалации напряженности, к подавлению тех сторон конфликта, интересы которых шли вразрез с геополитическими амбициями НАТО. Из Сомали американским миротворцам пришлось уйти, предварительно устроив бои с местным населением и потерпев при этом неудачу. Миротворческие же операции России в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии не только обеспечивали безопасность всех сторон в конфликте, но и восстанавливали взаимное доверие, создавали площадку для переговоров, главной целью которых было достижение политического урегулирования. В этом было главное отличие российского подхода.

Процесс мирного урегулирования продолжался вплоть до прихода к власти режима Саакашвили. Ставленник радикальных кругов Запада, задумавших окончательное вытеснение России из зон ее влияния, не задумывался о последствиях слома хорошо зарекомендовавших себя форматов. Для него главной целью было выполнить заказ покровителей из Вашингтона и ослабить позиции России на Кавказе, унизить Москву в глазах международной и российской общественности путем уничтожения одного из немногих ее союзников в южнокавказском регионе. Кроме того, преследовались и мелкоущельные интересы разномастной и крикливой грузинской политической элиты, давно вынашивавшей идею реванша в войне с Южной Осетией.

Эти факторы стали главной причиной бурной кампании, развернувшейся против миротворческих сил. Начиная с первых месяцев 2004 года в грузинских СМИ нарастает волна обвинений и оскорблений в их адрес.

Власти Грузии использовали любую трибуну для выдвижения своих требований по выводу российских миротворцев, предлагая заменить их на международные полицейские силы. Наряду с Саакашвили на этом поприще отличились нынешние претенденты на звание «лучших друзей» России – тогдашний министр обороны Ираклий Окруашвили и спикер Нино Бурджанадзе. Тквиавский «бисмарк», с позором бежавший из Южной Осетии в 2004 году, требовал от парламента Грузии принять постановление о выводе российских «голубых» касок, не считаясь ни с чьим мнением. «Мы должны объединить страну, и меня вообще не интересует, что думают в Европе какие-то скептики. У нас однозначная твердая позиция в связи с тем, что Россия никогда не сможет окончательно аннексировать наши территории. Никакая рекомендация со стороны европейских коллег с тем, чтобы мы внесли в наши отношения какое-то потепление за счет этих проблем, не будет решающим и приемлемым для меня», – воинственно верещал «железный» Ираклий.

Несостоявшаяся «примадонна» грузинского парламентаризма примерно в то же время, выступая на заседании Совбеза ООН, обвинила Москву в пособничестве нарушениям прав человека и этническим чисткам, а также в препятствовании переговорам о будущем статусе Абхазии. Пытаясь убедить Совет Безопасности в необходимости замены российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, Нино Бурджанадзе с пафосом заявила, что «все грузинское общество совершенно не доверяет российским миротворцам». Конечно, сейчас она вряд ли захочет вспомнить свои слова.

Информационная кампания против миротворцев, которая должна была изменить сложившееся мнение об эффективности ССПМ, во многом сделала возможной атаку в августе 2008 г. на российский батальон миротворческих сил, дислоцированный в Верхнем городке на южной окраине Цхинвала.

Одновременно с пиар-истерией начинается обострение ситуации в тогдашней зоне конфликта. С 2004 года сводки с каждым днем начали становиться все тревожнее, фиксируя факты убийств, захвата заложников и обстрелов города Цхинвала, других населенных пунктов РЮО. Так продолжалось вплоть до 8 августа 2008 года, когда агрессия Грузии достигла своего апогея. Через 16 лет после подписания Дагомыских соглашений и ввода миротворческих сил Грузия вновь начала полномасштабную агрессию против Южной Осетии. Особо следует отметить участие грузинского миротворческого батальона в агрессии и нападении на своих российских и осетинских коллег. Грузинская часть ССПМ, фактически прекратившая миротворческую деятельность, вышла из-под общего командования миротворческих сил, превратившись в один из основных механизмов подготовки к агрессии. Грузия использовала свой миротворческий батальон для обкатки грузинского спецназа и офицерского состава в зоне конфликта, чтобы они потом могли легче ориентироваться на театре будущих боевых действий. Ротация личного состава грузинского батальона, которая в соответствии с Дагомыскими соглашениями должно была проводиться не чаще одного раза за шесть месяцев, осуществлялась через каждые два месяца, а то и чаще. Кроме того, грузинские миротворцы активно использовались в провокациях и разведывательной деятельности на территории Южной Осетии. Как потом вспоминали очевидцы, в ходе вторжения грузинские коммандос прекрасно ориентировались в городе, знали, где какие объекты находятся, кто и где живет. Непосредственно перед началом агрессии грузинская часть ССПМ покинула расположение штаба миротворцев в Цхинвале, даже не предупредив своих российских и осетинских коллег о готовящемся нападении.

Скрытно покинув расположение Объединенного штаба ССПМ, старший воинский начальник от грузинской части миротворческого контингента Курашвили со своими офицерами принял самое активное участие в атаке на город Цхинвал, не забыв позвонить своему формальному командующему генералу Кулахметову и сообщить о том, что Грузия начинает военную операцию по «наведению конституционного порядка». В истории миротворческих операций, пожалуй, трудно будет найти сопоставимый по своему вероломству поступок по отношению к своим коллегам. Не найти и другого примера такого варварского нападения на миротворцев, повлекшего их массовую гибель. Иначе как очередным проявлением политики двойных стандартов нельзя назвать и отношение к трагедии российских миротворцев, кстати, имевших статус международных, со стороны западных стран и международных организаций, прикрывавших Грузию после августовской агрессии.

Вместо принятия бессмысленных бумажек Генеральная ассамблея ООН, Евросоюз и другие международные структуры должны рассмотреть вопрос об ответственности Грузии за циничное нарушение норм международного права, каковым стало массовое убийство российских миротворцев. Вместо этого непосредственные организаторы этих военных преступлений – Михаил Саакашвили и его сторонники – беспрепятственно продолжают свое грязное дело, теперь уже на Украине. После поражения в августовской войне они пытались впоследствии отвести от себя обвинения, заявляя о том, что российские миротворцы первыми атаковали грузинские войска. Между тем существуют неопровержимые свидетельства совершения этого преступления. В частности, показания грузинских пленных, которые подтвердили наличие приказа открывать огонь по российским миротворцам. По словам одного из военнослужащих 41-го пехотного батальона, 7 августа 2008 года он в составе батальона выдвинулся из г. Гори. По распоряжению командира батальона грузинские солдаты должны были немедленно открывать огонь на поражение по всем, включая мирных жителей, которые будут мешать их следованию, а по югоосетинским ополченцам, военнослужащим из числа российских миротворцев открывать огонь немедленно, независимо от их действий.

Против 200 российских миротворцев, находившихся в Верхнем городке, были брошены 20 танков и батальон пехоты. Место дислокации, абсолютно не приспособленное к обороне и не имевшее надежных укрытий, подверглось массированным артиллерийским и авиационным ударам, обстрелам из систем залпового огня. Как позже выяснят следователи Следственного комитета России, грузинские подразделения на территории Верхнего городка добивали раненных российских миротворцев контрольными выстрелами в голову.

В августе 2008 года российским и осетинским миротворцам пришлось выполнять не свойственные им задачи. Вместо разъединения противоборствующих сторон они должны были вести бой за собственное выживание. Бойцы осетинского батальона в свою очередь приняли активное участие в обороне Цхинвала, защите других населенных пунктов Республики, также понеся потери. В знак признания боевых заслуг многие военнослужащие осетинского и российского батальонов были награждены государственными наградами России и Южной Осетии. Регулярно в каждую памятную дату возлагаются венки у разрушенного здания городка миротворцев, ставшего своего рода мемориалом. Народ Южной Осетии не забывает о подвиге миротворцев.

Память о российских миротворцах, стоявших на страже мира в Южной Осетии с 1992 года, в 2002 году увековечена и в космическом пространстве. В Созвездии Геркулеса безымянная звезда получила название «Миротворец». Это стало возможным благодаря инициативе администрации президента Южной Осетии, которая приняла участие в проекте «Астрометрический Реестр Astrometric». Цель данного некоммерческого проекта – присвоение имен астрономическим объектам для независимого каталога «Астрометрический Реестр Astrometric».

После признания независимости Южной Осетии со стороны России на территории Республики для обеспечения ее безопасности разместилась 4-я российская база, надобность в миротворческих силах как таковых отпала. 8 октября 2008 года было официально заявлено о прекращении деятельности Смешанных сил по поддержанию мира.

А. ТЕДЕЕВ