Семья как первичный воспитательный коллектив

Тот отец, кто воспитал, а не тот, кто родил. 

Менандр, древнегреческий автор

Семья является тем привычным воспитательным коллективом, где ребенок усваивает нормы и правила нравственности, правила общежития, получает навыки совместного труда. Именно уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старшего поколения, семейные традиции, атмосфера жизни в родном доме оказывают на младших членов семьи ничем не заменимое влияние.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем как социальный, так и психологический аспекты поведения подростков и юношей зависят от семейных условий в настоящем или в прошлом, накапливаясь с возрастом и преломляясь в структуре личности.

У семейного воспитания есть свои незаменимые преимущества, отсутствие которых не может восполнять общественное воздействие. Именно в семье с наибольшей полнотой выявляются индивидуальные стороны ребенка, его внутренний мир. Главным же катализатором, помогающим раскрыть и обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей, является родительская любовь. Важнейшими условиями семейного воспитания являются высокая требовательность к себе как к гражданину, уважение ко всем членам своей семьи и атмосфера дружбы.

Большое влияние на формирование характера ребенка имеет доброжелательное отношение всех членов семьи друг к другу и к окружающим. Поэтому родители должны учить детей с раннего возраста этическим нормам человеческих отношений, правилам норм поведения. Ведь, недаром семью называют колыбелью нравственного воспитания детей, с учетом того, что авторитет родителей в воспитании детей должен быть одним из важнейших звеньев во всей цепи воспитания.

Есть семьи, где дети с большим уважением относятся к своим родителям и во всем стремятся подражать им. К сожалению, современные реалии, в том числе, на примере Южной Осетии, более 20 лет находившейся в условиях военного противостояния с Грузией, внесли определенные регрессивные коррективы в решение вопросов, связанных с воспитанием.

Увеличились примеры ханжества, грубости.

Не все благополучно складывается в семьях, если родители слишком отдаляют детей от себя или, напротив, сосредотачивают на них все свои чувства, оправдывая это, иногда, понятием – «Это же, дети войны», но… излишняя опека, балование ребенка оборачиваются эгоизмом, черствостью души ребенка.

Я считаю, что воспитательное влияние семьи на детей должно обязательно сочетаться с их общественным воспитанием. Для ребенка, круг социального общения которого ограничен, семья должна играть важнейшую, главенствующую роль в его эмоциональном, моральном развитии, в формировании навыков и привычек поведения чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, гражданственности, несмотря на тлетворное влияние телевидения, с резко увеличившимися программами, проповедующими секс и насилие, компьютерные игры, способствующие обезличению духовности, и т.д.

Механизмы формирования личности в семье различны и именно они должны быть тем базисом, на котором может быть построено все последующее воспитание, формирование личности человека.

Конечно же, немаловажным фактором является, самовоспитание родителей, как первых воспитателей детей, ответственных как перед самым ребенком, так и государством за правильное воспитание детей с первых лет жизни.

Несовершенство и неудовлетворительное состояние семейного воспитания являются одной из причин появления среди детей и подростков так называемых трудных, в современных реалиях связанных уже с такими понятиями как наркомания, алкоголизм и проституция, тотальное сектантство. Я думаю, что немаловажную роль в этом играет слабое проявление в семьях роли отцов, их собственное поведение в семье, отрицательно сказывающееся на формирование у детей и подростков характера, привычек, мировоззрения.

Всем известно, что для мальчиков отец, как правило, является наиболее авторитетным в семье. В своем поведении, отношении к людям они стараются подражать отцам, быть похожими на них. Вместе с тем, воспитанием детей в семье обычно занимается мать, представители старшего поколения (что немаловажно!), в дошкольных учреждениях и в школе воспитатели и учителя тоже, как правило, женщины. И поэтому лучшим средством как нравственного, так и всеобъемлющего воспитания представителей нашей будущности, наших детей, подростков, молодежи, в целом, могут явиться нравственная атмосфера в семье, личный пример отцов и матерей, их наглядный показ детям норм поведения в действии. Культура семьи должна не уничтожать, а совершенствовать культуру личностную. Ведь именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека.

И свое мнение о значении семьи я хочу закончить словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева – «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Я думаю, этим все сказано.

Роберт ГАГЛОЙТИ, директор Юго-Осетинского НИИ им. З.Н. Ванеева, засл. деятель науки РЮО