Одной из главных задач становления и укрепления государственности Республики Южная Осетия является обеспечение ее продовольственной безопасности. Достижение этой цели возможно при условии задействования всех рычагов социально-экономического развития Республики, в первую очередь аграрного сектора.
По своему географическому расположению, климатическим и природным условиям Южная Осетия имеет огромный потенциал по поднятию на качественно новый уровень традиционных направлений сельского хозяйства (животноводство, плодоводство, выращивание овощных и зерновых культур, пчеловодство и т. д.)
Сложившиеся реалии сегодняшней жизни показывают острую необходимость разработки программы по приданию дополнительного импульса делу повышения количества и качества сельскохозяйственной продукции.
В основе реализации поставленной цели существенная роль должна отводиться вопросу подготовки кадров. К сожалению, приходится констатировать факт острой нехватки в настоящее время специалистов по всем направлениям сельского хозяйства. Большинство механизаторов, агрономов, зоотехников, ветеринаров, бухгалтеров и в госхозах, и в фермерских хозяйствах – люди в возрасте.
Среди молодого, да и среднего поколения сельскохозяйственный труд становится крайне непопулярным. Известно, что до сравнительно недавнего времени обработка и даже сбор некоторой части урожая производили за счет внешних трудовых ресурсов, т.е. работников из соседних районов Грузии. Сбыт многих видов сельскохозяйственной продукции из Грузии также осуществлялся на рынках г.Цхинвала, удовлетворяя потребности населения РЮО.
К великому сожалению, после развала СССР вопросу подготовки специалистов среднетехнического звена аграрного сектора не уделяется должного внимания. Некогда функционировавшее профтехучилище №141 в с.Тихреу Цхинвальского района, готовившее механизаторов широкого профиля и других специалистов сельского хозяйства, было повреждено в результате землетрясения и прекратило свое существование.
В советские времена в школах серьезное внимание уделялось профессиональной ориентации и общественно полезному производительному труду. Одной из школьных дисциплин тогда было автодело или обучение сельскохозяйственной технике. А в летнее время создавались лагеря труда и отдыха, в которых учащиеся организованный отдых сочетали с производительным трудом (выращивание овощей, заготовка кормов, прополка фасоли, сахарной свеклы, кукурузы и т.д.).
В моей трудовой биографии много примеров участия моих коллег и учащихся в организации сельскохозяйственного труда. В советские времена, когда я работал в должности заведующего Цхинвальским РОНО, учителя и учащиеся помогли Хетагуровскому семеноводческому совхозу (директор Догузов Т.Г.) собрать 115 тонн фасоли, почти 15 центнеров с гектара. В 1987 году школы Цхинвальского района поставили на сушильный цех в с. Шиндиси Горийского района 22,5 тонн шиповника. А в уборке урожая яблок помощь школ иногда продолжалась да конца ноября. Активное участие они принимали и в высаживании овощей на полях Ередвского совхоза. К сожалению, это уже история, для некоторых ностальгия и добрые воспоминания о советском периоде жизни.
Но с чего-то надо начинать! Возрождение профессионально-технического образования, наполнив его новым содержанием, мы начали сравнительно недавно на базе Цхинвальской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 80% учащихся школы-интерната проживают в сельских местностях или связаны с деревней. Это создает предпосылки для организации профильного трудового обучения, чтобы получать основы теоретической и практической подготовки по специальностям: водитель, механизатор широкого профиля, агроном, пчеловод и т.д.
Полученные знания воспитанники школы-интерната смогут применить при организации общественно полезного производительного труда во время учебы на учебно-опытных участках и в подсобном хозяйстве, а по окончании курса средней школы получат свидетельства (сертификаты) по специальностям на право трудовой деятельности. Овладение знаниями может привести к будущей профессии, которая поможет детям в социальной адаптации: включиться после окончания школы в активную трудовую жизнь (работать в госхозах, создавать фермерские хозяйства, заниматься животноводством, пчеловодством, выращивать овощные культуры и т.д.)
Для реализации задуманного Цхинвальская школа-интернат проводит определенную работу. С 1 сентября 2012 г. в старших классах введен агротехнологический профиль обучения (автодело, сельскохозяйственная техника, агрономия, пчеловодство). Преподавание предметов осуществляют квалифицированные специалисты.
Школе-интернату выделен земельный участок площадью 2 га к северу от Цхинвала для подсобного хозяйства. На небольшой пасеке учащиеся занимаются пчеловодством, добавляя в рацион питания воспитанников мед собственного производства.
В Школе-интернате имеется маленький автопарк из трех транспортных единиц и одного минитрактора, необходимых для обучения.
Можно сделать вывод, что у нас уже имеется определенная база, которую будем укреплять и развивать. Обращаясь к коллегам, согражданам, хочу сказать: «Если вам не безразлична судьба нашего Отечества, будущее нашего генофонда – не будьте пассивными, пора уже проявить гражданскую активность. Вспомните народную мудрость: «Где счастливы дети, там счастлив народ».
Роланд ТЕДЕЕВ, директор школы-интерната г. Цхинвала