Референдум 19 января 1992 года стал одним из важнейших событий в новейшей истории Южной Осетии, заложив фундамент ее современного политического устройства и внешнеполитического курса. Итоги голосования, в ходе которого подавляющее большинство населения поддержало независимость Республики и воссоединение с Россией, не только определили судьбу страны, но и сформировали ключевые принципы, которыми Южная Осетия руководствуется и сегодня.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Особую значимость факту проведения референдума придает то обстоятельство, что он прошел в условиях тяжелейшего военно-политического кризиса. Вооруженная агрессия со стороны Грузии, разрушения, потери среди гражданского населения, тотальная блокада и международная изоляция создавали уникальную ситуацию, в которой каждое политическое решение воспринималось гражданами республики как акт выживания. Несмотря на это, явка составила 98,2%, а 99,7%, участники голосования поддержали независимость и курс на воссоединение с Россией.
Январский плебисцит стал выражением коллективной воли народа, продемонстрировав решимость отстоять право на самоопределение, закрепленное международными нормами. Важно отметить, что референдум 1992 года был проведен до официального признания Грузии как суверенного государства, что дополнительно укрепляло правовые основания для утверждения независимости Южной Осетии.
Помимо этого, успех всенародного волеизъявления стал сильнейшей моральной победой югоосетинского общества, напрямую способствовавшей его консолидации во имя достижения общенациональной цели. Поддержка независимости продемонстрировала готовность граждан Республики стоять до конца в борьбе за свои права. Мобилизация общества помогла укрепить национальную идентичность и политическую субъектность Южной Осетии. Даже сейчас, по прошествии 33 лет, референдум 1992 года остается символом единства народа.
Кроме того, итоги референдума легли в основу Акта провозглашения независимости РЮО и последующих обращений к международному сообществу и России. В юридическом плане результаты голосования укрепили позиции Республики на международной арене, несмотря на сложность получения признания со стороны других государств.
Еще один ключевой аспект связан с четким обозначением курса на сближение с Россией. Данное направление сохраняется и по сей день, определяя стратегические приоритеты Южной Осетии в сфере внешней политики, обороны и безопасности, экономики и гуманитарной сферы. По факту, большие рамочные договора 2008-го и 2015 гг., а также весь внушительный массив нормативно-правовой базы российско-югоосетинских отношений стали неотъемлемой частью процесса реализации ключевых пунктов референдума 1992 года.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
Спустя более тридцати лет после проведения референдума его политическое значение остается актуальным для Южной Осетии. В первую очередь это касается контактов на международной арене. Несмотря на ограниченное международное признание, Южная Осетия продолжает ссылаться на результаты референдума как на основу своей суверенности и более чем весомый аргумент, обеспечивающий международно-правовую легитимность государственности южных осетин. Эти доводы широко используются югоосетинскими дипломатами и политиками в диалоге с внешними партнерами для обоснования позиций. Сегодня, в новых геополитических условиях, значение референдума продолжает служить четким ориентиром для политических решений и укрепления государственности Южной Осетии.
Внутриполитический аспект, вытекающий из правовых последствий референдума, кроется в закреплении в политической культуре Республики традиции использования формата всенародного волеизъявления как инструмента прямой демократии. С начала 90-х в югоосетинском обществе референдум воспринимается как главный механизм принятия ключевых решений, что подчеркивает демократический характер государства.
И, наконец, мы не можем пройти мимо влияния фактора референдума 1992 года на национальное самосознание. Данное событие прочно вошло в народную память, став одной из реперных точек национальной идеологии, которое формирует особое отношение к вопросу независимости от Грузии и государственному статусу Южной Осетии.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЫБОРА
Помимо вышеперечисленных аспектов, вытекающих из значения референдума 1992 года для современного этапа развития Южной Осетии, существует еще одна константа цивилизационного характера, о которой упоминается значительно реже. Речь идет о четкой логической линии, лежащей в основе сразу нескольких ключевых событий в истории Осетии. Несмотря на значительный временной разрыв и принадлежность к разным эпохам, в их основе лежит одна и та же идеологическая матрица. Именно она стала движущей силой процесса присоединения Осетии к России, завершившегося в 1774 году. Тот же подход побудил население Южной Осетии провозгласить в 1920 году Советскую власть от Они до Душети, исходя из стремления избежать разделения Осетии и ее отрыва от цивилизационного пространства России под агрессивным давлением Грузии, еще тогда выбравшей прозападную ориентацию.
Аналогичный мотив лежал в основе многочисленных попыток преодолеть последствия принудительного вхождения Южной Осетии в состав ГССР в годы существования Советского Союза. И, наконец, практическим отражением упомянутой матрицы стал референдум 1992 года как ответная реакция югоосетинского социума на новую попытку грузинских националистов лишить осетин шанса на укрепление национального единства в рамках российского государственного проекта. Подобная идеологическая канва, наглядно демонстрируемая на протяжении двух с половиной столетий, свидетельствует о редкой преемственности в приоритетах и ценностях осетинского народа, доказывая, что слова об историческом выборе для осетин не пустой звук.
Эту же константу каждодневно воплощают в жизнь осетинские воины -участники Специальной военной операции, мужественно и самоотверженно сражающиеся за суверенитет и безопасность как России, так и Южной Осетии.
К. ТЕДЕЕВ