Реанимировать забытый опыт

Как мы уже сообщали, в октябре Госкомитетом информации и печати республики был организован пресс-тур для представителей республиканских СМИ по селам Дзауского района. В ходе пресс-тура журналисты убедились в успехах в социально-экономическом развитии района, которые заключаются в улучшении дорожного сообщения и водоснабжения. Кроме того, села, где электричества не было с начала 1990 года, были электрифицированы.

Вместе с тем пресс-тур выявил некоторые недостатки и проблемы, которые в принципе характерны и для других районов республики.

В частности, жители сел Дзауского района жаловались на отсутствие в селах торговых объектов, магазинов, в которых бы сельчане закупали продукты питания и другие товары. Жителям сел приходится выезжать в Дзау, чтобы закупать товары и продукты в районном центре. Однако не все сельчане имеют возможность регулярно выезжать в райцентр, ведь существует проблема постоянного и устойчивого государственного пассажирского сообщения. Да и в силу почтенного возраста, усугубленного неудовлетворительным состоянием здоровья, регулярные поездки в Дзау являются для многих проблематичным занятием.

На первый взгляд проблема кажется сложной. Однако решить ее можно без особых усилий и средств. В этой ситуации выход представляется в открытии государственных торговых объектов в крупных селах, которые являются узловыми населенными пунктами, вокруг которых расположены села поменьше.

Либо же идеальным выходом является реанимация советского опыта, когда местные власти организуют в отдаленные и труднодоступные села выездные автолавки. Этот опыт до сих пор функционирует в России и является самым действенным и эффективным способом для поддержания жизни в сельской местности и улучшения социально-экономической ситуации в селах.

Как оказалось, этот забытый в Южной Осетии плодотворный опыт был реанимирован только в Дзауском районе.

Как нам сообщил заместитель главы администрации Дзауского района Роланд Козаев, выезды автолавок регулярно осуществляются в отдаленные и труднодоступные села.

«Недавно глава администрации района Владимир Келехсаев провел специальное совещание, посвященное доставке продуктов и товаров первой необходимости в отдаленные села. На совещание были приглашены и фермеры района, занимающиеся производством продуктов питания. Силами районной администрации несколько раз уже был осуществлен завоз продуктов и товаров в некоторые труднодоступные села, например в села Синагур и Карзман, куда были доставлены мука, сахар и другие продукты, причем реализованы они были в селах по закупочным ценам.

Еще раньше мы доставили продукты первой необходимости в села Едис и Ерман. Так что практика организации выездных автолавок в районе успешно функционирует и мы будем в дальнейшем работать на этом направлении», – подчеркнул Роланд Козаев.

По его словам, жители сел со своими просьбами обращаются к главам сельских администраций, которые в свою очередь ставят проблемные вопросы перед главой администрации и уже впоследствии на основании заявок жителей в то или иное село направляется автолавка.

Однозначно, что подзабытый опыт следует взять на вооружение и другим главам районных администраций. Учитывая, что подавляющее большинство территории Южной Осетии составляет горную местность, в каждом районе существует проблема свободного и беспрепятственного проезда жителей в населенные пункты. И в этой ситуации руку помощи, которая, по сути дела, является повседневной работой глав районов, должно протянуть государство. В том числе с помощью организации регулярных выездных автолавок. Вместе с тем жителям сел следует самим жестче ставить вопросы перед главами сельских администраций и районов для улучшения социально-экономической ситуации на селе, бороться за свои конституционные права.

Этот способ значительно улучшит непростой быт жителей сел, которые живут в достаточно суровых условиях и поддерживают жизнь в отдаленных уголках Южной Осетии. Учитывая важность вопроса, ситуацию под контроль следует взять правительству республики, которое должно обязать глав районов разработать и утвердить план работы, с периодической отчетностью, по организации выездных автолавок в труднодоступные села, чтобы удержать оставшихся людей в селах.

Сармат КОЗАЕВ