Как оградить ребенка от негативного влияния Интернета?
Социальные сети превратились в доминирующую платформу, их возможности стали привлекательными для подрастающего поколения. По итогам социологических исследований в разных странах соцсети воздействуют на психологическое и социальное благополучие подростков, наблюдается рост компьютерной зависимости. Формирование в соцсетях групп и сообществ, оказывающих на психику подростков негативное влияние, вплоть до нервозов и суицидальных мыслей, вызывает озабоченность.
Газета «ЮО» делится экспертными мнениями – почему подросток постоянно сидит в соцсетях? Чем они опасны и какую работу нужно проводить, чтобы снизить степень зависимости молодежи от негативного влияния виртуального мира?
Индира Габулова, психолог, доцент кафедры психологии и педагогики ЮОГУ считает, что интернет-зависимость такое же психическое расстройство, как алкоголизм, наркомания, курение, игромания. Это желание постоянно находиться в режиме онлайн, обладать информацией, которой можно похвастаться – повысить свою важность в глазах сверстников.
По ее словам, интернет-серфинг не дает подростку никакого осмысления и размышлений на получаемую информацию. Это привычка, которая приносит вред психическому и физическому здоровью, пустое времяпрепровождение.
Виртуальное общение приводит к тому, что когнитивные способности подростка могут подвергнуться сильнейшим атакам, которые он даже не поймет.
«Есть огромное количество форумов знакомств, но зачастую они создаются экстремистскими террористическими организациями, которые завлекают именно подростков. А через них друзей и людей постарше. Вербовщики – обученные психологи, нейролингвистические программисты. Огромное количество детей попадают в сети таких организаций, при этом часто из благополучных семей», – говорит психолог.
Индира Габулова привела пример негативного влияния социальных сетей на подростков и людей постарше по случившемуся на днях инциденту, когда в аэропорту Махачкалы из-за рейса из Израиля начались массовые беспорядки. В последствии выяснилось, что ключевую роль в сборе и подогреве толпы сыграл Тelegram-канал «Утро Дагестан», который ведется с территории Украины. По информации СМИ непосредственное отношение к данному каналу имеет беглый экс-депутат Илья Пономарев (признан иноагентом, является фигурантом дела о фейках в отношении ВС РФ), проживающий в Киеве. По предварительным данным, «Утро Дагестан» входит в сеть украинского ЦИПсО.
«В Дербенте давно проживает еврейская община, их называют горскими евреями. И Тelegram-канал «Утро Дагестан» решил дестабилизировать ситуацию в регионе, воспользовавшись конфликтом Израиля и сектора Газа. Завлекли пока деньгами подростков, а потом и мужчин до 40 лет, говорили, чтобы они встречали евреев с самолета, которые прилетели к себе домой. Купились очень многие», – сказала Габулова.
Эксперт призвала югоосетинскую молодежь перепроверять информацию, полученную из социальных сетей. Потому что сейчас ложь возвели в ранг идеала.
Аэлита Джиоева, уполномоченный при президенте Южной Осетии по правам ребенка отметила, что в юном возрасте обострено желание самоутверждаться.
«Ребенок использует виртуальную среду, чтобы поделиться истинными или мнимыми достижениями, получить позитивные оценки, ощутить собственную значимость в глазах других детей. Но к чему это приводит? Подросток постепенно утрачивает навык реального общения. Существует возможность столкнуться со «шпионажем», погружением в деструктивные молодежные движения (группы смерти, игры со сражениями, убийствами). Также возможны оскорбления и травля в сети, которые наносят вред психике, кибербулинг. Это все ведет к плохому сну, ухудшению зрения, плохой осанке», – говорит Джиоева.
У родителей неизбежно возникает вопрос: как отличить безвредное кратковременное пребывание в социальных сетях от зависимости, как не упустить проблему и помочь выйти из трудной ситуации?
Подросток вообще не выпускает из рук телефон и попытки ограничить его пребывание в соцсетях вызывают яростное сопротивление. Виртуальные миры создают спецэффекты, благодаря которым появляется ощущение яркой, радостной, насыщенной событиями жизни. Дети и подростки испытывают особые эмоции, которые не могут получить дома или на улице.
«Родители оставляют маленького ребенка один на один с интернетом: пусть тихонько играет, лишь бы не капризничал, – говорит Джиоева. – Если взрослый проводит часы напролет в интернете, то у подростка возникает вопрос, почему он должен ограничивать себя и соблюдать правила, почему взрослому можно, а мне нельзя. Родители не должны полностью отбирать гаджеты у ребенка. В таком случае дети обижаются и начинают все делать назло. Необходимо понять, почему у ребенка возник такой нездоровый интерес. А если ждать, когда ситуация решится сама собой, пустить все на самотек, то можно упустить время для решения проблемы».
По словам детского омбудсмена, полностью избежать зависимости от социальных сетей невозможно. Нужно стараться проводить больше времени со своим ребенком, сделать его жизнь интересной, насыщенной. И тогда у него не будет времени и желания тратить свое свободное время на интернет без острой необходимости.
«В соцсетях подростки пытаются найти не просто место укрытия от своих проблем, а поддержку. И когда ваш ребенок «зависает» в интернете, не надо на него кричать, лучше поговорите с ним», – советует Аэлита Джиоева.
По мнению Ирины Гучмазты, директора школы «Альбион», долгое пребывание в социальных сетях подростков вызывает снижение навыков живого общения в реальном мире.
«У детей повышается беспокойство, развивается чувство одиночества, возникает стресс, депрессия. Ребенок начинает замыкаться в себе, снижается самооценка», – обращает внимание педагог.
Еще лет десять назад дети, по словам Гучмазты, отличались более богатым логическим мышлением, хорошей памятью. Сейчас уровень умственных способностей детей падает.
«Концентрация внимания на уроках у многих детей снижена. Просыпаясь утром, сразу берут в руки телефон, даже спят с ним. Это очень плохо влияет на здоровье не только ребенка, но и взрослого человека. Ребенок стал информационно зависим и пребывает в постоянном стрессе, потому что в интернете много негатива, отчего ребенок переутомляется», – отметила директор школы «Альбион».
Есть, конечно, категория детей, которые смотрят в интернете развивающие, обучающие программы, но чаще всего подростки играют в жестокие игры.
«Когда ребёнок привыкает к выбору оружия, его цель – убить человека, это делает ребенка черствым, он растет с чувством агрессии. Родителям нужно обращать больше внимания на поведение своих детей, не допускать чрезмерного увлечения социальными сетями, виртуальными играми, – считает И.Гучмазты. – На родительских собраниях в школе родителям советуют проверять, какой контент смотрит ребенок, и длительность пребывания в интернете, находиться в доверительных отношениях с ребенком. Проблема еще в том, что в семьях становится мало живого общения – каждый в своем телефоне. Да, мы живем в информационном мире и не можем этим пренебрегать, но проблема в том, что мы не можем дозировать количество потраченного времени в интернете».
Как говорит И. Гучмазты, Южная Осетия при Советском Союзе была самой читающей нацией, грамотной и образованной. Но со временем, еще до появления социальных сетей, интерес к книгам постепенно снизился. Сейчас же детей в школах приучили читать краткое содержание произведения и к готовым домашним заданиям.
В результате ребенок перестал думать, соображать. Любое выученное стихотворение, прочитанное произведение тренирует память, мышление, логику, что необходимо подрастающему поколению.
«Утром, перед первым уроком, мы собираем у детей телефоны и возвращаем после окончания уроков. Желательно детям покупать кнопочные телефоны, но когда у одного есть смартфон, то и другие хотят. Родители балуют детей навороченными гаджетами», – сказала директор школы.
Ирина Гучмазты советует родителям обязательно определять ребенка в спортивные секции или приобщать его к искусству: «Сейчас дети нерационально тратят свое время. Виртуальный мир ничего хорошего не дает», – подчеркнула педагог.
Антонина САНАКОЕВА