О нет: это название отнюдь нелегкий «коктейль» из Блока и Мандельштама, и тем более не игра в «при-пре-при». Нет, все это – лишь от недостатка гипербол, восторженных эпитетов, восклицательных знаков в моем скудном лексиконе. Екатерина Роландовна Джабиева… её знает добрая половина цхинвальцев, и не только потому, что она обладает хорошими внешними данными (что всегда приятно): обаяние, сдержанность, корректность – это лишь то, что лежит на поверхности и что при многократных повторах непременно бы обесценилось, если бы не было подкреплено качествами более значительными.
Во-первых, Екатерина очень непростой человек. Ее подкупающая открытость и демократичность облегчают и одновременно усложняют общение с ней. Она свободно может говорить на любую тему, но соблюдает при этом некую дистанцию, не позволяющую приблизиться. Конечно – человеческая сущность не шкатулка, которую каждый может раскрывать, чтобы рассмотреть лежащие в ней предметы.
Во-вторых, ей чужда самовлюбленность, и она умеет критически и требовательно относиться к самой себе. И в третьих – она необычно работоспособный, влюбленный в свое дело человек, готовый часами, не щадя себя трудиться, отдаваясь всецело тому, чем по-настоящему увлечена. За долгие годы работы с детьми она успела создать танцевальный дуэт, вокальное трио «Булæмæргъ»; является художественным руководителем хореографического детского ансамбля при Дворце детского творчества, она же старший учитель Государственной хореографической школы-студии. А теперь все по порядку.
О МУЗЫКЕ, МОРОЖЕНОМ И «САБИ»
Урок давно закончился в первой музыкальной школе, а девочка продолжала в задумчивости сидеть у пианино. В заданной пьесе, тактов было не много. Десятка полтора, но главное – клавиш нужно было нажимать почти столько же. А как же остальные? Вон их сколько. Она посчитала те, про которые люди уже знают, потом пришла к другим, но два или три раза сбивалась со счета. Тогда она поняла, сколько прекрасных звуков можно извлечь из этого фортепиано. В искривленных пространствах бытия нет, наверное, ничего приблизительное эвклидовой геометрии. В ее параметрах люди не живут никогда. Тем более не мыслят. И уж менее всего ее законы применимы к деятельности духовной, а стало быть, ко всему, что названо Искусством. Применить, конечно, можно, но для такого применения приходиться всегда, как правило, что-то выправлять, чему-то давать укорот. Но чего не сделаешь во имя Идеи. Но вот странность: чем яростнее проявляются эти геометрические усилия, чем мощнее рвется наружу человеческая фантазия, тем ярче вспыхивают факелы новых дарований.
Расположенность к музыке у девочки проявилось еще в детстве. Екатерина, бывало, собирала всех домочадцев вместе и устраивала им незабываемые маленькие музыкальные выступления. Примечательно, что никто специально не подталкивал ее к этому, она сама проявляла инициативу, а когда подросла, сразу пошла в музыкальную школу, которая благо была расположена недалеко от дома. «Я хорошо помню этот момент, – вспоминает сегодня она. – Я никому из старших не сказала, что собираюсь поступить в музыкальную школу. Попросила пойти со мной только своего дядю, и то потому, что обещал мне 15 штук мороженого – в случае, если я поступлю» (смеется).
Талантливую девочку, конечно же, приняли в музыкальную школу. Через некоторое время она пошла в детский вокально-инструментальный ансамбль «Саби», которым руководил ныне бонвароновец Гога Гучмазов. «Многие из ребят, которые пели в ансамбле, – вспоминает Екатерина Роландовна, – ушли на большую сцену». В какой-то период этой группой руководила и сама Екатерина, которая к тому времени училась в 10 классе и уже работала во Дворце пионеров. Однако вскоре, в силу разных обстоятельств, ансамбль распался.
«АПОЛЛОН» – ЭТО НАВСЕГДА
По окончании школы Екатерина Джабиева поступила в Юго-Осетинский государственный пединститут на химико-биологический факультет. В вузе был студенческий клуб «Аполлон», знакомый ей не понаслышке. Аполлоновцем был ее отец, ныне преподаватель кафедры физвоспитания ЮОГУ Роланд Давыдович Джабиев. «Если б не «Аполлон», – говорит Екатерина, – наверное, многие положительные стороны моей натуры не смогли бы раскрыться. Коллектив клуба был сплоченным. Наша дружба была проверена в сложных горных походах, восхождениях на вершины Кавказа», – вспоминает она.
Были у нас и свои песни, которые мы пели у костра под гитару, а возвращаясь из походов, проводили музыкальные вечера, литературно-поэтические встречи, говорили об искусстве, о прекрасном. Музыкальный опыт, полученный еще в «Саби», я сумела развить в «Аполлоне», где были такие ребята, как Володя Алборов, Инал Хетагуров, Галя Джиджоева и многие другие. Галя Джиджоева изумительно пела, она и сейчас успешно выступает во Владикавказе. Вот она-то и привила мне любовь к многоголосию.
Вообще клуб «Аполлон», – продолжает свой рассказ героиня нашей статьи, – помог почти всем нам стать самодостаточными людьми, а походы в горы укрепили силу воли и духа. Помню, при восхождении на один из горных пиков Тур-Хох в Цейском ущелье (в тот период у меня был очень сложный в жизни момент), я сказала себе, что если сумею это сделать, то смогу преодолеть все препятствия, возникшие на моем пути, и не только сегодня. У меня получилось! Это была моя самая большая высота (4.105), и я победила. Кстати, нас было девять человек – аполлоновцев, а другие члены команды были профессиональные альпинисты из регионов России, которые удивлялись нашей удали и смелости. Недаром же говорят, что горы делают характер.
СПАСИБО ТЕБЕ, ТАНЕЦ!
«На национальные танцы я начала ходить в юности, еще во Дворце. Но потом оставила, мне казалось, что песня мне ближе, важнее… Уже будучи студенткой института, меня приглашали в студенческий ансамбль национального танца, но я не пошла. Получилось так, что позднее студенческий ансамбль и несколько аполлоновцев, среди которых была и я, были приглашены на гастроли в Польшу. Вот там-то и проснулась во мне любовь к танцам. По возвращении в Цхинвал я начала работать в народном ансамбле «Фарн» под руководством известного танцора и вокалиста старшего поколения Вакка Джадтиева. В этом коллективе, кстати, танцевал и мой отец Роланд Давыдович Джабиев», – вспоминает Екатерина.
Сегодня она учит малышей национальной хореографии, с детства приобщая их к осетинскому танцу, к народному искусству. Замечательный детский хореографический дуэт Амаги Зассеевой и Гамлета Кокоева хорошо был знаком не только цхинвальскому зрителю. Эти чудные дети удивляли своим искусством зрителей далеко за пределами Южной Осетии. Амага Зассеева (кстати, дочь Екатерины) исполняла танец с кинжалами, который зрители смотрели с замиранием сердца. Этот дуэт не раз становился лауреатом многих международных фестивалей. И еще нельзя не отметить, что многие танцоры не только Государственного ансамбля «Симд», но и многих других танцевальных коллективов являются воспитанниками Екатерины Роландовны. Это она любовно пестовала этих ребят с самых юных лет, вкладывая в их души любовь к национальной культуре и искусству. Сегодня Екатерина Джабиева реализует новую творческую идею – она создала детское вокальное трио «Булæмæргъ», чудные голоса которых уже удивляют и вызывают восхищение у публики.
Ирина ГАГИЕВА