Заявленная встреча президентов Российской Федерации Владимира Путина и Республики Южная Осетия Леонида Тибилова в ближайшее время является одним из самых важных ожидаемых политических событий. Так как именно высшее руководство определяет главную стратегию развития страны.
Конечно, никто в обществе не ожидает даже после таких встреч прорыва, моментального улучшения ситуации во всех сферах нашей жизни. Однако важность предстоящей встречи трудно переоценить. Обе стороны не без основания надеются на развитие двусторонних отношений в военно-политическом и социально-экономическом аспектах.
Вместе с тем совершенно очевидно, что пришла пора, когда необходимо подвести черту и определить новый этап развития нашей страны, где главным приоритетом станет развитие реальной экономики. Здесь важно отметить, что позитивным фактором способствующим этому процессу стала новая схема финансирования совместных проектов по восстановлению и строительству объектов жизнеобеспечения республики. Положительно оценивается также тот факт, что положен конец преступным коррупционным схемам, причинившим такой серьезный ущерб стране, что мы до сих пор не можем оправиться от его последствий. Настала пора созидания.
ЭЙФОРИЯ ПРОШЛА
Небывалое единение народа, свидетелями которого являются все граждане Южной Осетии, пережившие Пятидневную августовскую войну 2008 года, когда народ и сама Республика оказались на грани жизни и смерти, вскоре сменилось несколько наивной убежденностью в том, что все трудности и тяготы остались позади вместе с наступлением мира и признанием нашей независимости Россией. Но нам еще предстояло пережить и преодолеть угрозу гражданского противостояния, чья зловещая тень нависла над Южной Осетией в ноябре-декабре 2011 года. Вслед за эйфорией после победы в августовской войне пришло осознание масштабности предстоящих проблем. Вместе с признанием независимости РЮО Российское руководство и народ России протянули братскую руку помощи, в том числе в виде колоссальной гуманитарной помощи. Что же происходило дальше? Оказавшиеся при этом у руля фактически загребли все народное добро в свои руки, обозначив себя хозяевами ситуации и распорядителями всего и вся. Однако большинство населения, ставшее участниками национально-освободительного движения и благодаря кому фактически республика отстояла свою независимость, которые являются хранителями духовных и интеллектуальных ценностей нации, то есть народ, оказались ни с чем.
Но, как известно, надежда на справедливое устройство не умирает. Кульминацией народного негодования стал митинг протеста на Театральной площади, вызванный фальсификацией итогов президентских выборов в ноябре 2011 года. Эта была самая масштабная волна антиправительственных выступлений с 1990-х годов. Протестное противостояние, конечно, оставило свой след в умонастроении нашего общества. Во-первых, оно продемонстрировало, что демократический дух народа, который стремится к главенству закона, никуда не исчез, а лишь находится в состоянии «спящего режима» и ожидает своего «включения». Это народное движение также показало, что настала пора поставить точку после периода хаоса, расхищения гуманитарной помощи и казнокрадства.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ «ЗАВИСАЮТ»
Новому руководству в лице Президента Леонида Тибилова досталось незавидное наследство. Объединив в составе нового правительства представителей всех политических сил, в том числе и протест-ной оппозиции, он фактически таким образом привлек в исполнительную власть значительный потенциал прогрессивного гражданского общества.
Однако год прошел, и общество уже стали раздражать бесконечные попытки некоторых представителей новой власти без устали переводить стрелки на своих предшественников, вместо того, чтобы начать разгребать «авгиевы конюшни». А иначе как можно залатать провалы той системы, которая привела нас к имеющемуся положению вещей?
Президент в своем недавнем Послании к народу и Парламенту четко выразил свое недовольство работой некоторых министров. «Выступая с этой высокой трибуны, я вынужден сказать, что Правительство РЮО, к сожалению, не оправдало оказанное ему высокое доверие и не справилось с возложенными на него задачами. Об этом свидетельствуют и результаты опросов общественного мнения, и многочисленные жалобы граждан на руководителей министерств и ведомств республики», – отметил Леонид Тибилов. Не все чиновники пришли во власть с четко обозначенной программой действий. За некоторыми ответственными лицами были замечены планомерные срывы исполнения поручений, а то и откровенные провалы сроков выполнения заданий. Л. Тибилов на рабочих совещаниях принципиально ставит вопрос об отчетности по поручениям, требуя более эффективных подходов от руководителей, однако некоторые вопросы пока «зависают». Конечно, это создает определенную, прямо скажем, неблагоприятную атмосферу в работе Правительства. Отсюда возник вопрос о грядущих отставках в Правительстве. Хотя вряд ли стоит напрямую увязывать возможные в будущем увольнения с предстоящей встречей президентов.
РАЗРАБОТАНЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Другое дело, что практически вся экономика и строительно-восстановительный процесс в РЮО тесно связаны с российской финансовой помощью. Еще раз подчеркнем позитивное значение того, что нынешнее руководство РЮО справилось с непростой задачей и разрубило коррупционную модель, по которой утекали российские деньги. Выработаны новые прозрачные схемы расходования выделяемых Россией финансовых средств. Внесены положительные изменения и в систему контроля за их расходованием. Возможно, к тандему заказчик-подрядчик нужно прибавить и третьего участника. Таким образом, у них снизится возможность договариваться об «откатах» и тому подобных уловках. Это может быть комиссия независимых экспертов, которые будут принимать выполненные объекты, оценивать качество и требовать доработки, если, к примеру, асфальт через неделю провалится. В этом деле была бы значительна роль общественных организаций. Каждый руководитель, подрядчик, глава сельсовета или бригадир строителей должен не отмахиваться, а слышать голос народа. «Наш народ имеет право знать, а мы обязаны дать ответ на многие вопросы, касающиеся того, как расходовались деньги российских налогоплательщиков…», – отметил Президент Л.Тибилов в своем Послании.
Необходимо создание диалога власти и общества, так как только открытость и взаимодействие с общественными движениями могут помочь руководству избежать ошибок.
У многих цхинвальцев инерционно срабатывает протестное настроение. Оно чаще всего связано с нынешнем состоянием улиц. Однако не нужно быть экспертом, чтобы не видеть положительных тенденций хода восстановления на главных площадях и улицах Цхинвала. Благоустроены Привокзальная площадь, «Богири», улицы Героев, Исака, активно идет асфальтирование проспекта А.Джиоева. Ситуация меняется и в ближайшее время вопрос состояния улиц, надеюсь, перестанет быть самой обсуждаемой темой.
Благодаря умелым действиям нынешнего руководства разработаны важные государственные документы и удалось избежать пессимистического сценария. Заложена фундаментальная основа для экономического развития республики. Речь идет о Стратегическом плане социально-экономического развития Южной Осетии и Инвестиционной программе. Здесь обозначены проекты и предложения самых разных аспектов экономического развития.
Спустя год мы наблюдаем увеличение заработной платы на 40 процентов в бюджетной сфере, улучшение качества жизни почувствовали учителя и врачи. Доходы трудящихся на промышленных предприятиях по итогам прошедшего года увеличились на 48 процентов. Значительно выросло пенсионное обеспечение, приблизившись к российским пенсиям. Однако развитие экономики в целом пока оставляет желать лучшего. Инвестиции в эту сферу должны стать важнейшей частью развития страны.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Завершая статью процитирую еще раз Президента Л.Тибилова: «Стратегическим приоритетом в области экономического развития в ближайшем будущем станет создание производств на местной сырьевой базе с привлечением трудовых ресурсов республики…
…Каждый из нас, независимо от занимаемой должности, должен ясно понимать, что оказываемая нам Российской Федерацией помощь не может продолжаться вечно. Осетина ведь никогда не украшало иждивенчество».
Предстоящая встреча Президентов РФ и РЮО является, прежде всего, свидетельством неизменности политического курса России и Южной Осетии на углубление партнерских отношений и дальнейшее оказание всесторонней поддержки нашей стране, а также важное значение, которое придается руководством обоих стран нашему взаимодействию во всех сферах.
Залина ЦХОВРЕБОВА