Политики и эксперты поддержали внесение поправок в избирательное законодательство

Во вторник, 21 июня в пресс-центре Государственного комитета информации и печати состоялся Круглый стол на тему: «Совершенствование избирательного законодательства Южной Осетии – путь к спокойным президентским выборам».

В работе дискуссионной площадки приняли участие лидеры всех парламентских и части непарламентских партий. В их числе – спикер Парламента, лидер «Единой Осетии» Анатолий Бибилов, вице-спикер Парламента, депутат от партии «Единство народа» Руслан Тедеев, лидер партии «Единство народа», глава администрации Дзауского района Владимир Келехсаев, председатель парламентского Комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению, депутат от «Единой Осетии» Олеся Кочиева. Партию «Ныхас» представляли ее руководитель, глава администрации г.Цхинвала Алан Алборов и депутат Зита Бесаева, от Народной партии выступил ее руководитель депутат Александр Плиев. Позицию Компартии РЮО озвучил Станислав Кочиев, «Новую Осетию» представлял советник Президента Давид Санакоев, а полномочный представитель Правительства в Парламенте Вячеслав Гобозов – партию «Фыдыбæстæ». В дискуссии принял участие и госсоветник Президента Коста Кочиев. В обсуждении обозначенной проблематики участвовали также югоосетинские эксперты и общественные деятели.

Роль модератора Круглого стола выполнял Сослан Плиев, возглавляющий организацию «Центр экспертного содействия».

Участники дискуссии проанализировали ситуацию в Южной Осетии в преддверии выборов президента, констатировав на основе опыта предыдущей избирательной кампании риски, которые несет для внутриполитической стабильности участие в предвыборной гонке слишком большого количества кандидатов. При подобном сценарии, избиратели, как правило, оказываются не в состоянии разобраться в программах и заявлениях такого количества кандидатов, что приводит к хаосу и активизации негативных тенденций. В целом, в выступлениях лидеров, представленных за Круглым столом партий, лейтмотивом звучало мнение об актуальности и своевременность внесенного Центризбиркомом пакета поправок в избирательное законодательство, направленных на создание условий для проведения предстоящих президентских выборов в стабильной политической обстановке.

При этом акцент был сделан на повышение эффективности вносимых поправок путем создания максимально прозрачного и детально прописанного механизма реализации. Был сделан вывод о том, что предпринимаемые меры позволят не допустить повторения событий 2011-2012 годов, одновременно сохранив необходимый уровень политической конкуренции.

Анатолий Бибилов в своем выступлении подчеркнул важность проведения Круглого стола с подобной тематикой на фоне рассмотрения поправок в парламентском Комитете по законности, законодательству и местному самоуправлению. «Было бы хорошо, если бы здесь присутствовали и представители ЦИК, так как это их инициатива. Что касается тех поправок, о которых сегодня идет речь, по моему глубокому убеждению, они необходимы. Есть разные мнения насчет количества голосов, но это все обсуждаемо. Окончательное количество подписей и другие моменты можно обсудить и решить конкретно на уровне Комитета, а затем Президиума Парламента и в ходе сессии.

Я глубоко убежден, что количество подписей, которые должен собрать тот или иной кандидат, не самый принципиальный вопрос. Другое дело, что все должны понимать, что необходимость в этом обусловлена процессами, которые происходили в 2011 году и в меньшей гораздо степени в 2012-м. Исходя из наших реалий, на столь ответственный пост, которым является должность Президента Республики Южная Осетия, должны выдвигаться действительно грамотные люди, имеющие авторитет в обществе и разбирающиеся во внутренней и во внешней политике. Общество должно понимать, на сколь ответственную должность мы избираем того или иного гражданина РЮО», – сказал лидер «Единой Осетии».

Анатолий Бибилов также подчеркнул важность точного и однозначного определения таких понятий, как «ценз оседлости» и ряда других норм избирательного законодательства.

О необходимости исключения пробелов в избирательном законодательстве говорила депутат Зита Бесаева. «Я не скажу, что у нас плохое законодательство о выборах, но совершенствовать его надо. Есть некоторые пробелы, которые, в частности, были отражены в представленных ЦИК изменениях, в том числе касающиеся ценза оседлости. Считаем необходимым, чтобы на законодательном уровне были определены четкие критерии, от которых будет отталкиваться ЦИК. По количеству подписей еще нет единого мнения, но думаю, этот вопрос будет решен депутатами в ближайшее время. Другой спорный момент касается владения государственными языками. Мы считаем, что в поправках, представленных ЦИК, нет полного определения критериев владения государственными языками. Поэтому необходимо на законодательном уровне все четко прописать, чтобы избежать двусмысленного толкования. То, что ЦИК будет присутствовать на съездах партий и заседаниях инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты, позволит определить, насколько законным образом выдвигаются кандидаты. В целом поправки необходимы, но есть моменты, где не хватает в полном объеме правового регулирования», – сказала Зита Бесаева.

Остальные участники Круглого стола тоже уделили значительное внимание вопросу ценза оседлости, критериям его определения.

«Тот механизм подсчета, который предлагался ранее и предлагается сейчас с помощью данных о пересечениях с КПП Нижний Зарамаг, не исключает ошибок. Этот вариант не должен быть основным. Международная конвенция о лицах, имеющих двойное гражданство, определяет постоянным местом проживания место приложения его экономических, социальных, политических и прочих интересов. Есть еще ряд других признаков. В наших условиях нужна система определения из разных критериев, которая бы учитывала разные факторы и надежно отсекала людей, вспоминающих о Южной Осетии лишь от выборов к выборам, но не вредила реальной политической конкуренции, чтобы этот ценз не мог применяться любой властью против более популярных оппонентов», – подчеркнул Вячеслав Гобозов.

Депутат Олеся Кочиева ознакомила собравшихся с работой, которая проводится в Комитете по законности, законодательству и местному самоуправлению в связи с внесением изменений в избирательное законодательство. «Мы обсуждаем все нюансы, которые вызывают хоть какие-то сомнения, чтобы на законодательном уровне прописать все максимально прозрачно. Ряд острых проблем, обозначенных нами, остались открытыми. Ценз оседлости вызывает проблемы как на президентских, так и на парламентских выборах. Здесь бы мы хотели разработать четкую формулировку, которая была бы применима как для кандидатов в президенты, так и в депутаты. Как за стартовую позицию мы предлагаем вариант, что срок проживания на территории РЮО считается постоянным, если лицо выезжало за пределы республики не более чем на 93 дня в течение одного года без уважительных причин», – отметила она.

Госсоветник Коста Кочиев со своей стороны обратил внимание на то, что в проведении экзаменов для кандидатов нет ничего унизительного. «Это абсолютно нормально», – сказал он. Кроме того, Коста Кочиев в вопросе ценза предложил ориентироваться на российский опыт. «Цель не в том, чтобы принимать какие-то запретительные меры, а в том, чтобы разумно подойти к этому вопросу и создать условия для политической конкуренции», – добавил госсоветник.

Другой участник Круглого стола – лидер Народной партии Александр Плиев высказался за сохранение ценза оседлости, но при этом за смягчение его толкования, данного в 2011 году.

Глава партии «Ныхас» Алан Алборов также поддержал увеличение количества подписей, подчеркнув, что человек, имеющий реальный авторитет в обществе, сможет собрать хоть 3, хоть 5 тысяч подписей.

Участники обсуждения в целом одобрили изменения, касающиеся не только увеличения подписей, но и того, что в каждом районе кандидаты должны собрать как минимум 250 подписей. То есть теперь претендентам на президентский пост не удастся больше собирать подписи лишь в пределах города Цхинвала. Правда, большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что 5 тысяч подписей для масштабов Южной Осетии все же слишком много.

Станислав Кочиев при определении ценза оседлости предложил учитывать и факт того, платил ли тот или иной кандидат налоги в югоосетинский бюджет на протяжении 10 лет.

Давид Санакоев со своей стороны обратил внимание на актуальность известного выражения о том, что Республикой должны управлять те, кто ее отстоял. «Эти люди отстаивали то место, где они собирались жить и растить своих детей и внуков, и не предпочли, как некоторые, уехать в поисках лучшей жизни», – отметил Давид Санакоев. По его словам, необходимость в корректировке избирательного законодательства стала понятна после предвыборных кампаний 2011-2012 годов.

Комментируя ужесточение требований к кандидатам, Давид Санакоев заметил, что речь идет о должности главы государства, имеющей ключевое значение в условиях президентской Республики, поэтому кандидат должен соответствовать высоким требованиям. В то же время важно не перегнуть палку.

Идею внесения изменений поддержал и политолог Коста Дзугаев. «Действительно, нам надо упорядочивать наш внутриполитический процесс, ведя дело к неуклонному повышению политической культуры. На самом деле это абсолютная необходимость в вопросе государственного и общественного развития. Кроме того, мы должны понимать, что при внесении поправок преследуется цель не допустить повторения событий 2011 года и такого рода кризисов», – подчеркнул Коста Дзугаев, также поддержав слова Давида Санакоева о том, что страной должны управлять те, кто ее отстоял.

Новые требования к декларации о доходах кандидатов и членов их семей тоже получили положительные оценки. Как известно, кандидаты в президенты будут обязаны подавать сведения о доходах, расходах и имущественных обязательствах на себя, супругу и несовершеннолетних детей, как на территории Южной Осетии, так и Российской Федерации, а также закрыть счета и вклады в иностранных банках, за исключением российских. Участники Круглого стола отметили, что народ должен видеть финансовую порядочность будущего президента. Коста Дзугаев назвал введение подобных требований в какой-то мере революционными для югоосетинского общества. Вместе с тем, возник вопрос о необходимости разработки механизма реализации новой нормы, чтобы она не осталась на уровне благих пожеланий.

Пункт изменений, касающийся наделения ЦИК РЮО дополнительными полномочиями и его перевод на полупрофессиональную основу, также был одобрен собравшимися. Многие при этом высказались за перевод ЦИК полностью на профессиональную основу.

Было отмечено, что повышение и ужесточение требований к кандидатам в президенты РЮО позволит отсечь от участия в выборах лиц, не имеющих реальной поддержки в обществе и сохранить спокойную ситуацию во время подготовки и проведения выборов.

Также было признано актуальным внедрение российского законодательного опыта в рамках процесса унификация законодательства Южной Осетии с российским.

А. ТЕДЕЕВ