Число «двадцать» стало черной датой как в июне 1920 года, так и в мае 1992 года. В первом случае мы говорим о геноциде южных осетин в двадцатые годы прошлого столетия, когда были расстреляны в районе с.Прис 13 коммунаров, а во втором подразумеваем расстрел мирных беженцев в районе с.Зар – Зарская трагедия.
Сегодня мы все прекрасно знаем о том, что история имеет свойство повторяться. Предавая забвению тяжелые, горькие моменты нашей истории, через какое-то определенное время мы получаем такие же плачевные события.
20 июня осетинский народ отмечает очередную годовщину расстрела 13 коммунаров в 1920 году. Если сегодня спросить граждан Республики о том, что они знают о геноциде 1920 года, то более или менее внятный ответ мы получим от представителей старшего поколения. Да и они не все смогут рассказать нам о тех страшных днях. Что же касается молодежи, то здесь результат будет намного хуже. Главная причина всего этого заключается в том, что мы, осетины, почему-то очень скоро забываем, прощаем нашим врагам – грузинским меньшевикам (1920), грузинским фашистам (1989-2008 гг.) кровавые преступления, которые они устроили в Осетии. Ни один геноцид они не признали. Об осуждении и говорить нечего. Когда совершенное зло не бывает наказано, оно повторяется еще много раз.
После распада Российской империи в 1917 г. вышедшая из состава России Грузия начала аннексировать территорию Южной Осетии против воли народа, что, соответственно, повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. Начались вооруженные восстания трудящихся Южной Осетии за свои права, а самое главное – за стремление находиться в составе Великой России. Точно такая же картина сложилась и после распада Советского Союза. А тогда, в 1920 г., Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии, и в результате геноцида осетинского населения наша территория была аннексирована. По официальным данным, погибших было 18 тысяч человек, более 50 тысяч человек стали беженцами. Все села Южной Осетии были сожжены дотла, а имущество было разграблено. Такова была статистика геноцида. В осетинской литературе описаны те дни в нашей истории. Перечитывая эти произведения, мы пытаемся представить, как все это могло произойти, как наш народ смог выдержать, выстоять после таких страшных ударов судьбы.
Мы не имеем права забывать нашу историю, прощать нашим врагам те кровавые преступления, которые они совершили против народа. Геноцид нашего народа не должен иметь такого понятия, как срок давности! Мы должны говорить о нем и добиваться его международного признания. Только в этом случае наш маленький осетинский народ может избежать очередного геноцида в будущем.
О том, как были расстреляны 13 коммунаров, – участники борьбы за независимость Южной Осетии, сегодня уже написано много. Установлены их светлые имена. Это: Данил Николаевич Валиев, Николай Арчилович Валиев, Кишил Зурабович Цховребов, Николай Давидович Котолов, Андрей Габиевич Джиоев, Пашка Давидович Ходов, Соско Леванович Гобозов, Иван Ражденович Тедеев, Тотр Дуриевич Цховребов, Буту Гаврилович Дзеранов, Резо Давидович Гиголаев, Саша Николаевич Гиголаев, Гиго Александрович Кумаритов.
Как известно из истории Осетии, 8 июня 1920 г. город Цхинвал в результате ожесточенных боев был очищен от меньшевистских войск, и на всей территории Южной Осетии была провозглашена Советская власть. Через несколько дней, т.е. 12 июня, после массированного артобстрела Присских высот в г.Цхинвал ворвалась грузинская меньшевистская гвардия. Отряды осетинских повстанцев, прикрывая отход мирного населения, с тяжелыми боями отступали в сторону гор. Те представители осетинского народа, которые не успели покинуть город, подверглись избиению, а затем и полному уничтожению.
В каждый дом Осетинской слободки, где компактно проживало осетинское население Цхинвала (это нынешний район улиц Осетинская и Туганова), врывались карательные отряды меньшевиков Грузии. Практически все мужское население осетинской национальности сразу же было уничтожено. Спаслись только те, кто смог отступить вместе с повстанцами в горы, или кого смогли спрятать родственники из числа других национальностей г.Цхинвала.
В результате боевых действий в плен к грузинским карателям попали 13 человек сопротивления. Сегодня кажется удивительным, почему эти 13 патриотов тоже не были уничтожены сразу. Наверное, для устрашения и подавления воли к сопротивлению грузинским меньшевикам необходима была публичная казнь. Люди, пережившие геноцид 1920 года, рассказывали о том, как грузинские варвары устраивали и другие показательные казни наших патриотов. Бывали случаи, когда людей шашками разрубали на части.
Среди 13 коммунаров был и 16-летний подросток. Всех их содержали в подвале дома, который сегодня находится рядом со зданием нынешнего комитета по делам молодежи.
После установления советской власти в Южной Осетии в 1921 и в 1923 гг. проводилось следствие по обстоятельствам дела о расстреле 13 коммунаров. Материалы дела составили несколько сот страниц показаний, и за каждой строкой свидетельских показаний проступает трагедия коммунаров минута за минутой…
В три часа ночи 20 июня коммунаров вывели из подвала и повели в восточном направлении от г.Цхинвала. Им сообщили о том, что их якобы этапируют в г.Гори в тюрьму. Вскоре их вывели на место, возвышавшееся над Цхинвалом. Там уже находилась расстрельная команда меньшевиков, врач и священник Алексей Кванчахадзе. Коммунарам было объявлено о том, что они будут расстреляны. Приговоренных силой пытались заставить самим себе вырыть могилу, но из этого ничего не получилось. Из г.Цхинвала меньшевики пригнали несколько местных жителей, которых затем заставили копать траншею. Подразделение национальной гвардии, которое состояло из тбилисских рабочих, отказалось принимать участие в расстреле. Выполнить роль палачей вызвались представители местных меньшевиков.
Коммунаров выстроили в две шеренги, а затем по ним был произведен залп из винтовок и револьверов. Тех, кто не погиб сразу, стали добивать одиночными контрольными выстрелами.
В материалах следствия по делу 13 коммунаров можно прочитать много свидетельств о сущности палачей. Так, священник Кванчахадзе кричал в истерике во время расстрела: «Бей коммунистов и осетин!» А другой палач Ила Мамсурадзе обещал после осетин приступить к истреблению армян.
Слова грузинского священника позже подхватили гитлеровские штурмовики: «Бей коммунистов и жидов!». Что тут говорить – фашизм везде остается фашизмом!
В основном все участники расстрела 13 коммунаров понесли суровую кару. Один был растерзан родственниками убитых, другие были казнены решением военного трибунала, некоторые погибли в боях.
Память о 13 коммунарах жива в памяти осетинского народа.
На месте гибели коммунаров воздвигнут обелиск. Каждый год туда приходят представители югоосетинского комсомола, которые убирают вокруг обелиска, воздают дань уважения подвигу 13 коммунаров.
Их именем названа улица г.Цхинвала М.Туганов написал картину, посвященную подвигу 13 коммунаров, которая, к сожалению, пропала.
Сегодня, когда много говорится о духовном, патриотическом воспитании нашей молодежи, да и вообще о возрождении Осетии, мы не имеем права не знать, не чтить и воздавать должное внимание всем борцам за правое дело, патриотам Осетии.
Пришло время обратить более пристальное внимание к нашей истории, чтобы такие страшные события больше не имели места у последующих поколений осетин.
Дело, за которое погибли 13 коммунаров, должны знать и ценить наши дети, начиная со школьной скамьи.
Инал ТИБИЛОВ