Первая женщина-композитор

Заслуженный деятель искусств РСО-А, народная артистка РСО-А, народная артистка Кыргызстана, лауреат международных конкурсов и фестивалей Зинаида Хабалова вошла в историю как первая в Осетии женщина композитор-симфонист. Она и сейчас принимает активное участие в тех культурных проектах, которые ей по-настоящему интересны. Быть первой особенно в творческой профессии, всегда нелегко, но одаренная от природы Зинаида Хабалова справилась с этой нелегкой задачей благодаря целеустремленности, которая ей всегда была присуща.

Зинаида Савельевна, как и многие композиторы в Южной Осетии, первые уроки и основу музыкальной грамоты получила у Бориса Галаева. В возрасте 11 лет не по-детски трудолюбивая и ответственная Зинаида Хабалова работала концертмейстером в Юго-Осетинском госдрамтеатре. Ответственное отношение к работе, трудолюбие всегда отличали ее от сверстниц и помогали ей в дальнейшей творческой карьере музыканта и композитора. Переиграв нелегкие партии музыкального сопровождения к спектаклям, она более утвердилась во мнении стать профессиональным музыкантом.

Зинаида Хабалова родилась 3 марта и, подобно капризам мартовской погоды, судьба будет переменчива к ней. Однако годы активного труда и творческих исканий и непростых будней в учительских трудах сделают ее путь в профессии интересным и запоминающимся. Талантливая, с мощной энергетикой человека и композитора, любящего свой народ, Зинаида Хабалова проявляет неослабевающий интерес к музыкальной культуре других народов. Произведения З.Хабаловой входят в репертуар именитых дирижеров. Павел Ядых, блистательная Вероника Дударова неоднократно включали в свой репертуар концерт-поэму для фортепиано и симфонического оркестра «Дружба». Воспевая тесную, духовную и культурную связь кавказских народов, она вместе с тем с увлечением принималась за освоение музыкального наследия ряда восточных культур. За создание ряда симфоний она награждена первой премией ЮНЕСКО «Манас-тысячу». Также отдельного внимания заслуживает симфония №12 «Садот», посвященная впечатлениям о святой земле. Но более всего она служит музыкальной культуре своего народа. Это и труд учителя в музыкальной школе, концертмейстера Госансамбля «Симд», руководителя «Бонварон», и т.д.

Когда-то близкое знакомство моего покойного отца (у которого совершенно не было слуха) с братом Зинаиды Асланом Хабаловым оказало влияние на решение моих родителей дать троим дочерям музыкальное образование. Тогда нам были ненавистны все эти гаммы и этюды (хотя мы очень любили музыку). Мама пела прекрасно в два голоса со своей сестрой и мы часто устраивали небольшие домашние концерты. В нашей семье нередко предметом гордости и обсуждения становились успехи Зины. Аслан неплохо играл на фортепиано, часто музицировал, перебирая народные мелодии, легко брал красивые аккорды в две октавы. Нам это очень нравилось. Вообще тема домашнего музицирования тихо уходит в прошлое. А жаль…

Интерес к истории культуры своего народа в творчестве Зинаиды Хабаловой ознаменовался рядом вокальных циклов, а также сочинений для симфонического оркестра. Успехи и популярность Зинаиды Хабаловой, которая своим трудом и бескорыстным служением своему народу внесла огромный вклад в музыкальную культуру, высоко ценятся в народе и отмечены государством. Но важно все-таки другое. Музыка З.Хабаловой живая, разнохарактерная, по-восточному мудрая, с успехом исполняется не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.

Тамара КОТОЛОВА