«Я глубоко убежден, что если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого».
Том Споппард, британский драматург, режиссёр,
киносценарист и критик
На каждый удар технологий печатные СМИ отвечают адаптацией к новым условиям
Вчера профессиональный праздник отметили представители средств массовой информации Южной Осетии. День 23 июля для праздника представителей СМИ выбран неслучайно – 23 июля 1906 года во Владикавказе вышла в свет первая газета на осетинском языке «Ирон газет» («Осетинская газета»).
Но печатные СМИ Южной Осетии встретили профессиональный праздник в несколько унылом настроении. Как сообщила директор агентства «Югосетпечать» Зоя Шавлохова в интервью агентству «РЕС», в Южной Осетии снизилось количество подписчиков на местную периодику.
Надо отметить, что снижение тиражей печатных изданий – проблема не только Южной Осетии. Этот процесс затронул весь мировой рынок печатных изданий. В интеллектуальное и интеллигентное советское время в общественном транспорте, поездах, самолетах, парках и скверах, остановках и учреждениях люди утыкались в широкополосные газеты. Сейчас газету начали вытеснять ноутбуки, смартфоны и планшеты. Молодое поколение предпочитает читать новости не с шуршащих страниц, а с технических устройств.
Развитие Интернета нанесло по тиражам ведущих печатных СМИ такой удар, что в октябре 2012 г. американский еженедельник «Newsweek» – одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий – объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. А в 2010 г. третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. По данным компании Audit Bureau of Circulations, по сравнению с 2017 годом продажи тиражей британских изданий снизились на 13%. Тиражи ведущих британских изданий падают на сотни тысяч экземпляров. Исключение составляют лишь Индия и Китай, где в последнее время настоящий бум СМИ, что связано с ростом числа грамотных граждан.
Падают тиражи и других ведущих СМИ в мире, так что печатные издания Южной Осетии не одиноки в своей беде. Практически все печатные СМИ тяжело переживают трансформацию в связи с развитием технологий и «оккупации» Интернетом информационного пространства. Новые технологии распространения информации ставят перед печатными изданиями непростые испытания.
Как известно, самым первым средством массовой информации стала газета. И с развитием радио и телевидения скептики стойко хоронили печать, но газета также стойко выдерживала нашествие техники и приспосабливалась к новым условиям и в конечном итоге сохранилась. Сейчас, сидя в интернете, с помощью Google можно сделать виртуальное путешествие по миру, прогуляться по Елисейским полям, побывать в Белом доме, заглянуть на легендарный стадион «Энфилд» в Ливерпуле. Однако никакое виртуальное путешествие не заменит настоящего прикосновения к истории.
Как только Интернет начал шагать по планете, ведущие СМИ поняли – быть беде. И наступление всемирной паутины поставило перед мировыми СМИ задачу трансформироваться под читателей, то есть перейти на интернет-версии. То есть, таким образом, бумажная версия газет перекочевала на сайты этих изданий и сохранила читателя, которому легче почитать свою газету в интернете, чем выписывать или покупать.
Аналогичная ситуация и в Южной Осетии. Часть наших читателей активно просматривает статьи нашего издания на сайте газеты, в группах газеты, созданные нами в социальных сетях. Но, конечно же, нам предпочтительно, чтобы росло не только количество посетителей сайта газеты, но и вырос тираж. Именно тираж печатной версии в настоящее время позволяет редакциям газет выживать и поддерживать необходимую финансово-хозяйственную деятельность газеты, улучшать ее материально-техническое положение. Поэтому нам импонирует повышение количества посетителей интернет-версии нашей газеты за последнее время, но нам важно сохранение жизни «бумаги».
Ведь из всех СМИ наиболее удобным являются именно печатные издания. Телевидение и радио не возьмешь с собой в дорогу. Интересный сюжет проскочит в эфире, а лихорадочные поиски в архивах интернет-СМИ нужного материала отнимает много времени. Номер газеты может храниться сотни лет, а носители информации – флешки или жесткие диски с нужной информацией, в результате неосторожного обращения могут просто потеряться или выйти из строя. Ничто не заменит приятного времяпровождения за любимой газетой или журналом с чашечкой кофе. Известные актеры, певцы и футболисты ставят автографы не на планшетах, а на страницах газет и журналов с их фотографиями.
Есть еще одна причина, вызвавшая отток активных читателей от печатных СМИ – недоверие.
В обществе насаждается мнение, что только оппозиционные СМИ являются истиной последней инстанции. Это не просто заблуждение, а грамотно организованная кампания по дискредитации государственных СМИ, и простые потребители информации слепо верят навешиваемой им на уши лапше. За декларируемой либералами и оппозицией свободой слова зачастую скрывается свобода лжи! Нельзя требовать от журналистов исключительно критического подхода к выполнению обязанностей. У журналистики есть и другие функции. Вместе с тем, конечно, «журналист – это чистильщик улиц, работающий пером», – как сказал Наполеон Бонапарт.
Сейчас модно читать в интернете пространные опусы и зачастую безграмотные измышления молоденьких блогеров и колумнистов, уровень образованности, человеческий и профессиональный опыт которых нуждается в десятилетиях шлифовки, чем государственные СМИ. Все вдруг стали журналистами и пытаются насадить свой взгляд на жизнь народу. Это все равно, что если бы журналисты учили хирургов делать операции, пекарей печь хлеб, ветеринаров лечить буренок.
Снижение уровня образованности и отсутствие уважения к книге и чтению в целом – еще одна причина снижения тиражей. Советские школьники на переменах и даже на уроках обсуждали публикации в «Комсомольской правде». Причем накал обсуждений был таким, что преподаватель в бессилии угомонить учеников вызывал директора школы №2 Тореза Кулумбегова. Будучи школьником, я часто видел картину, когда старшеклассники сбегали на переменах к газетному киоску через дорогу от школы №2 и покупали такие маститые газеты, как «Правда» и «Известия». Эти старшеклассники казались нам богами, на их фоне мы, почитатели «Комсомолки», считали себя политической мелюзгой. Не хочется грести под одну гребенку все подрастающее поколение, но отсутствие картины читающей на улицах молодежи и тем более школьников – удручает. Большое количество молодежи и не скрывает пренебрежение к чтению в целом. И такое положение не исправить даже принудительной подпиской.
Вместе с тем, печатным СМИ зачастую приходится сталкиваться с обвинением в том, что газета стала неинтересной. Но наше предложение сформулировать потребности, как читателя, чтобы мы ориентировались на это и внесли пожелания в редакционный портфель, натыкается на глухую стену безмолвия. Мы же должны знать от читателей, как постоянных, так и потенциальных, какие темы интересны людям.
Снижение тиражей республиканских печатных изданий должно стать побудительным мотивом, импульсом для пересмотра редакционной политики, повышения качества предоставляемого контента и возврата доверия читателей.
Конечно, принудительная подписка на печатные издания станет спасением для нас. Однако, в большей степени мы рассчитываем на сознательность. Нельзя быть патриотом своей страны, не зная, что в ней происходит. Если тебе все равно, что происходит в районах республики, в селах и деревнях, какие процессы идут в нашем государстве – о каком патриотизме может идти речь? «Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте», – говорил Остап Бендер. При своей авантюристичности, этот персонаж, тем не менее, обожаем миллионами читателей…
Потребность в печатной прес-се останется. Перманентные похороны печатных СМИ с развитием радио, телевидения и интернета так и оставались мрачными прогнозами. Отступив на несколько шагов назад и выдержав удар технологий, печатные СМИ сжимались и разжимались как пружина, и внутреннее сосредоточение приводило к конвертированию и адаптации к новым условиям и если не завоевывали прежние позиции, то хотя бы удерживались на почетных. Газета, безусловно, проигрывает информационную гонку по части оперативности, но берет основательностью и фундаментальностью анализа. Тем более, пример Индии и Китая, высокоразвитых в техническом отношении государств, достоин изучения. Так что, как представляется, Интернет и печатные СМИ захватят части аудитории и найдут баланс совместного сосуществования, без угрозы исчезновения печатных изданий. Пока люди читают книги, будут в почете и газеты. Так что, мы еще поборемся…
Александр КЕЛЕХСАЕВ