Парламентские выборы состоялись

Выборы – 2014: главный тренд – стабильность и непредсказуемость

В Парламенте Южной Осетии 6-го созыва, несмотря на предшествовавший бум многопартийности, будет всего 4 партий. Это стало окончательно ясно утром в понедельник, 9-го июня после брифинга председателя ЦИК Беллы Плиевой, после напряженной ночной работы огласившей данные по итогам голосования на выборах в Парламент РЮО 6-го созыва. После обработки 100% бюллетеней участковых избирательных комиссий на выборах лидирует партия Анатолия Бибилова «Единая Осетия» с 43,10%, что составляет 9083 голосов избирателей. Вторая позиция за социалистической партией «Единство народа» Владимира Келехсаева с 13,24%, которую поддержало 2790 человек. Народная партия получила чуть больше 9 процентов, количественно – 1915 голосов, а партия «Ныхас» – 7,47% , т.е. 1574 голоса.

Общая явка, по данным ЦИК, составила 60,47%, в количественном выражении – 21 129 человек. По предварительным данным, «Единая Осетия» получит 20 депутатских мандатов, 6 мандатов – «Единство народа», Народная партия и «Ныхас» – по 4 места в Парламенте.

Все остальные партии не смогли пройти семипроцентный барьер и не будут представлены в Парламенте 6-го созыва. Меньше всего получила партия «Фыдыбаста» – 3,12%, или 658 голосов. За партию «Родина» отдано 802 голоса – это 3,81%. Компартия получила 890 голосов избирателей, что равно 4,22%. За «Единство» проголосовало 1219 человек, что составило 5,78%. Партия «Новая Осетия» набрала 1267 голосов – 6,01%.

СПОКОЙНОЕ НАЧАЛО

Выборы в Парламент 6-го созыва, которые без сомнения станут очередным важным шагом в процессе укрепления государственности Южной Осетии, начались в спокойной обстановке.

Утром 8-го июня в 8 часов утра без каких-либо задержек открылись все 74 избирательных участка, один из них в посольстве РЮО в РФ.

За ходом выборов следили наблюдатели из 12 стран мира, в частности, из России, Абхазии, Приднестровья, Греции, Индии, Италии, Литвы, Нагорно-Карабахской Республики, США, Франции, Германии, ЮАР и др.

Страны, официально не признавшие независимость Южной Осетии, направили на выборы представителей различных общественных некоммерческих организаций. В их числе Немецкое общество гражданских прав человека, Союз журналистов Литвы, Институт международного сотрудничества Франции, Всеиндийская организация за мир и солидарность, Южноафриканская инициатива за мир, Международная ассоциация социалистов-демократов США и др.

Международные наблюдатели весь день провели в разъездах, следя за ходом волеизъявления граждан, и отмечали хорошую организацию работы избирательных участков, прозрачность самого процесса голосования. Они заметили и возросшую политическую зрелость, усилившуюся конкуренцию политических сил и многие другие положительные перемены в Республике.

Внимание журналистов с утра было традиционно приковано к тому, где проголосуют первые лица государства.

Глава Республики Леонид Тибилов проголосовал на избирательном участке в средней школе №5. Небольшой кортеж Президента подъехал к школе к половине 10-го утра. Пообщавшись с членами участковой комиссии, Глава государства исполнил свой гражданский долг, а затем ответил на вопросы российских и югоосетинских журналистов.

Леонид Тибилов напомнил, что Южная Осетия в шестой раз избирает Парламент, и выразил надежду, что народ Республики проголосует за конструктивные силы. «Перед нами стоит много важных задач. Республике нужен профессиональный парламент. Я надеюсь, что усилия нового депутатского корпуса будут направлены на укрепление государственности, развитие взаимодействия с Россией и совершенствование законодательной базы. Для плодотворной работы парламента заложена хорошая основа», – отметил Президент, в очередной раз подчеркнув, что в предвыборный период ни одна партия не пользовалась так называемым административным ресурсом, для всех партий были созданы одинаковые условия.

Свой гражданский долг выполнили также спикер Парламента Станислав Кочиев и премьер-министр Доменти Кулумбегов.

День голосования прошел спокойно и без эксцессов, правда, явка на этот раз росла медленнее, чем в ходе предыдущих выборов. Тем не менее, выборы состоялись. Более активно избиратели голосовали в районах Республики, за исключением Дзауского района, в остальных явка не отличалась от предыдущих выборов.

ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ

Тот факт, что очередной электоральный процесс в Республике прошел без серьезных нарушений, громких скандалов, грубого административного нажима и прочих малопривлекательных вещей, является прямым свидетельством поступательного демократического развития Южной Осетии, совершенствования ее избирательной системы.

Очень важную роль сыграл учет ошибок и недочетов, имевших место в ходе прошлых выборов. Заблаговременно было принято решение исключить из перечня документов, по которым граждане могли голосовать, справки формы номер 9 или, если быть точнее, номер 2.

Также не были открыты участки в селе Рук для граждан РЮО, проживающих в Северной Осетии, голосования на которых в ходе предыдущих выборов вызывало серьезные вопросы у общества.

Иными словами, заранее были предприняты меры для повышения прозрачности выборов, что во многом способствовало успешному завершению избирательного процесса.

Впрочем, для граждан РЮО, проживающих в Северной Осетии, возникли определенные сложности. Многие из них, либо неправильно поняв текст объявления, либо введенные в заблуждение теми, кто организовывал их приезд в Южную Осетию, приехали в массовом порядке к избирательному участку 74 на территории 6-й школы, хотя ЦИК заранее неоднократно объявлял, что в 6-й школе смогут голосовать только те, у кого в паспорте нет отметки о месте прописки. Позже ЦИК расширил перечень категорий, включив в него выходцев из отдаленных сел, куда попали Синагур, Джалабет, Теделет, Карзман и села Ленингорского района. Хотя ради справедливости можно отметить, что дорога в Квайса сейчас находится в худшем состоянии, нежели в Ленингор.

Путаница, возникшая вообщем-то не по вине ЦИК, а тех, кто вольно или невольно дезинформировал избирателей в Северной Осетии, привела к тому, что сотни людей были вынуждены разворачиваться с 74 участка и отправляться на участки по месту прописки. Разумеется, не обошлось и без скандалов, некоторые из разгоряченных избирателей, в основном из числа пожилых людей, ссылаясь на состояние своего здоровья, потребовали выдать им письменное обоснование, по которому они не имеют право проголосовать на данном участке. Председатель участковой комиссии резонно ответила, что если членам УИК пришлось развернуть сотни других избирателей, то и теперь они не могут нарушить решения ЦИК.

После бурной дискуссии члены участковой комиссии вызвали представителей ЦИК, и после продолжительного разговора конфликт удалось урегулировать, несколько избирателей, которые, ссылаясь на состояние здоровья, не хотели ехать в Квайсу, получили возможность проголосовать на одном из дзауских участков, куда их отвезли на предоставленном транспорте. Часть избирателей также по ошибке приехала на 74 участок уже во второй половине дня, отказавшись дальше ехать на участки по месту прописки.

Вместе с тем, несмотря на эти издержки, все же это было более правильное решение, нежели вновь выделять отдельный участок для граждан в Северной Осетии и ждать, когда отдельные политические силы начнут массовый подвоз «мотивированных» голосов, как это уже было не раз.

Разумеется, к следующим выборам этот вопрос требует дополнительной проработки, но не в ущерб прозрачности выборов и их адекватности реальным настроениям избирателей.

Процент явки, прежде всего в городе Цхинвал, впервые столь невысокий за всю историю выборов в Южной Осетии, тоже должен стать поводом для серьезного анализа. Видимо, здесь свою роль сыграли несколько основных факторов, о которых заблаговременно предупреждали эксперты, включая недостаточно активную информационную подготовку, слабую работу большинства партий, почти безликие списки и, конечно, злополучная пропорциональная система.

Теперь новым народным избранникам придется с удвоенной энергией оправдывать доверие электората, завоеванное с таким трудом, и учесть к следующим выборам перечисленные факторы. Кроме того, теперь они должны представлять интересы и тех избирателей, которые отдали свои голоса за другие партии, не прошедшие в парламент или же не пришедших вовсе на выборы. Ситуация сложилась так, что фактически партии, которые образуют новый состав законодательного органа, в сумме получили чуть меньше половины голосов от общего количества избирателей в 32 тысячи человек. Главная задача для них – завоевать доверие второй половины избирателей своей активной работой.

Жесткая и суровая оценка населением работы парламента 5-го созыва прямо повлияла на судьбу парламентских партий. Компартия, которая в парламенте каждого созыва была представлена либо большинством депутатов, либо весомой фракцией, впервые в истории югоосетинского парламентаризма не попала в законодательный орган. Не менее оглушительным оказалось поражение некогда мощной партии власти «Единство», получавшей большинство мест в парламенте двух созывов подряд. На этом фоне прохождение в парламент Народной партии, пусть и с меньшими результатами, нежели в 2009 году, является для нее неплохим результатом.

В целом, во многом неожиданные, и в то же время в некоторой степени прогнозируемые результаты выборов в Парламент 6-го созыва станут для многих партий поводом для переформатирования своей деятельности

Юрий ВАЗАГОВ