Отстаивайте свои права

Защита прав потребителей является одной из важнейших задач государства, так как повышение качества жизни граждан заключается не только в развитии социальной сферы, росте доходов населения, но и в возможности реализовать потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение качественных, безопасных товаров и услуг.
Сегодня в условиях нестабильной рыночной экономики, массового снижения уровня жизни, инфляции, когда отменена обязательная сертификация на продукты питания и некоторые товары народного потребления, когда с вводом декларирования производитель несет единоличную ответственность за качество и безопасность своей продукции, потребитель обязан знать свои права. На покупателе, не знающем о своих потребительских правах, нерадивым продавцам легче зарабатывать деньги, поэтому нам следует знать, что наши права вместе с механизмом их защиты закреплены в законе «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия», который был принят 25 декабря 2007 года.
Вместе с тем закон постоянно совершенствуется, расширяется спектр его действия, поскольку задачи защиты прав потребителей связаны с развитием экономики, технологий, появлением новых товаров и видов услуг, изменением законодательства, и в этой связи самостоятельная защита потребителей, как правило, невозможна. Чтобы быть на равных с продавцом, потребитель всегда может обратиться за помощью в специализированные органы, защищающие интересы потребителей: в Российской Федерации – в Роспотребнадзор, в нашей республике – в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, далее – Комитет.
Основные обязанности по защите прав потребителей возложены на нас, специалистов управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета, так как именно мы в силу свой трудовой деятельности руководствуемся законом «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия» и по праву в этот День отмечаем свой профессиональный праздник. Штат работников управления состоит из профессионалов, это: юристы, экономисты, технологи. Поддерживать доверие граждан и предоставлять защиту каждому обратившемуся потребителю – наша главная и ответственная задача. Оказываем помощь гражданам в написании претензии, искового заявления, возражений и т.д. при нарушении их потребительских прав. Для потребителей в Комитете открыты все каналы связи: личный прием, обращение по «горячей линии» по телефонам, в т.ч. указанному в перечне экстренных вызовов на сайтах «АЛА-НИЯинформ» и Администрации города.
Со дня создания Комитета нами рассмотрено более тысячи жалоб граждан по нарушениям их потребительских прав вследствие приобретения ими товаров и услуг ненадлежащего качества. Рассмотрение каждой жалобы потребителя несет определенный негатив, поскольку ни один руководитель поднадзорного нам хозяйствующего субъекта, несмотря на неоспоримые факты, не считает себя нарушителем. В этом случае материалы дела передаем на рассмотрение в суд. В соответствии со ст. 40 закона мы, специалисты управления, не раз участвовали в судебных разбирательствах, вступая к участию в деле по своей инициативе для дачи заключения в целях защиты прав потребителей. Жалобы в основном рассматриваются в пользу потребителей.
Одним из приоритетных направлений работы управления была и остается информационно-просветительская деятельность. В целях формирования у граждан нашей республики грамотного поведения на потребительском рынке регулярно передаем в редакции газет «Южная Осетия» и «Хурзарин» материалы, которые размещаем также на страничке Комитета Юго-Осетпотребнадзора в социальной сети. Темы бывают разные и на наш взгляд, очень интересные: как приобрести товары надлежащего качества; какие товары подлежат обмену, возврату и при каких случаях, о правилах приобретения технически сложных, особо скоропортящихся товаров, о запрете продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним лицам. Постоянно обращаем внимание потребителей на манипуляции продавцов с ценниками, с товарами, с истекшим сроком годности, без информации о дате выработки, о несохранении продавцом тары производителя с соответствующей маркировкой до окончания реализации товара и т.д. Были опубликованы также статьи в помощь потребителям стоматологических услуг, услуг общественного питания, бытового обслуживания населения; в помощь потребителям, приобретающим товары дистанционным способом, по подарочному сертификату, сладких новогодних подарков и т.д. Под рубрикой «Хроника одного судебного дела» были напечатаны статьи по некоторым процессам по защите и восстановлению потребительских прав наших сограждан. За включение в Договор условий, ущемляющих права потребителей, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, ЗАО «Остелеком» (Мегафон Юж-ная Осетия) было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. Почти такая же сумма была списана ГУП «ЖЭК» г. Цхинвал со счета потребителя как задолженность за якобы техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома.
К сожалению, граждане нашей республики не проявляют должной активности и инициативы в борьбе с нарушениями потребительских прав. Телефонных звонков поступает много, но заявлений в письменной форме подавать не желают.
В целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей специалистами управления совместно с управлением санитарного надзора Комитета согласно графику также проводятся контрольно-надзорные мероприятия в хозяйствующих субъектах. Все денежные средства от штрафных санкций по выявленным административным правонарушениям вносятся в госбюджет.
Следует отметить, что действующие положения и основные принципы работы контрольных и надзорных органов, продиктованные нормами закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в Республике Южная Осетия» вводят большое количество ограничений для нас, специалистов надзорного ведомства, и не позволяют эффективно реализовывать надзорные функции. Одна из них – организация и проведение проверок поднадзорных хозяйствующих су-бъектов (не позднее 3-х рабочих дней). Это предоставляет возможность нерадивым предпринимателям устранить временно нарушения, т.е. подготовиться к нашему приходу. Это касается неустановленных ценников, а также продажи товаров с истекшим сроком годности, которые владельцами хозяйствующих субъектов, временно выносятся из торговых площадей, а после проверок вновь выставляются для дальнейшей реализации. Призываем всех сограждан более ответственно подходить к вопросу обеспечения потребительских прав и, если действительно не желаете видеть на прилавках магазинов товары с истекшим сроком годности, без ценников, не соответствующие образцам по качеству и другие нарушения в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и т.д., просим немедленно обращаться к нам в Комитет. Обещаем оперативное реагирование на защиту и восстановление ваших потребительских прав. Это в наших общих интересах.
В случае, если ваши потребительские права были нарушены, обращайтесь в Комитет Юго-Осетпотребнадзора по адресу: Цхинвал, ул. Горького, 39, конт. телефон: 8(929) 806 50 30.

Жанна САНАКОЕВА, начальник управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора