От фронтовых плакатов до философских полотен

Образ войны глазами югоосетинских мастеров кисти

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след не только в судьбах людей, но и в культурной памяти народов. Для Южной Осетии, пережившей почти полную утрату целого поколения, тема войны стала частью национальной идентичности. О том, как развивалась югоосетинская живопись в довоенный период и как художники Южной Осетии осмысливали войну – от первых фронтовых плакатов Махарбека Туганова до философских полотен современников, в интервью газете «ЮО» рассказывает культуролог Мадина Гассиева.

– Мадина Александровна, расскажите, как развивалось изобразительное искусство в Южной Осетии накануне Великой Отечественной войны? Какую роль в этих процессах сыграл Махарбек Туганов?

– К началу 1940-х годов живопись в Южной Осетии находилась на этапе становления. Профессиональная изобразительная школа только формировалась, и центральной фигурой этого процесса был Махарбек Сафарович Туганов, выдающийся художник, педагог и просветитель. Именно он заложил основы национальной художественной традиции, соединив академическую школу с местной культурной самобытностью.
До появления Туганова в Южной Осетии практически не было профессиональных художников. В 1932 году Туганов открыл в Цхинвале первую изостудию, которая быстро превратилась в центр притяжения для молодых дарований. Уже через несколько лет студия стала кузницей кадров для югоосетинского изобразительного искусства. В 1937 году на её базе было создано художественное училище, первый выпуск которого состоялся в 1938 году. Этот шаг имел огромное значение. Для сравнения – профессиональное художественное образование в Южной Осетии появилось гораздо раньше, чем, например, во Владикавказе, где аналогичное училище открылось только в 1973 году.
Туганов не просто обучал учеников живописи, он формировал в них глубокое понимание основ национальной культуры. Его воспитанники впоследствии стали не только мастерами кисти, но и носителями высокого гражданского сознания. Ученики Махарбека Туганова продолжили образование в Москве, в Ленинграде, в Тбилиси и других городах. Великая Отечественная война застала югоосетинских, состоявшихся еще не в полной мере художников, в разгар их студенческой жизни.

– Как повлияла ВОВ на развитие художественной школы Южной Осетии?

– Несмотря на войну, становление изобразительного искусства в Южной Осетии не прервалось. Однако, надо признать, что ущерб был нанесен весьма значительный. Когда в июне 1941 года начались боевые действия, десятки учеников Туганова ушли добровольцами на фронт. По архивным данным, около пятидесяти студентов и выпускников Сталинирского художественного училища сражались в рядах Красной армии. Многие из них, в том числе Александр Гаглоев, Вано Чочиев, Инал Хасиев, Ахмат Харебов, Заур Санакоев, не вернулись домой, погибли на фронтах.
Махарбек Туганов переживал за каждого ученика, переписывался с ними, поддерживал, вдохновлял. Сохранились письма с фронта, где молодые бойцы писали о том, как мечтают вернуться к кисти и мольберту.

– Продолжалась ли деятельность художественного училища в условиях войны?

– Несмотря на тяжелейшие условия, лишения, мобилизацию и нехватку материалов, художественное училище продолжало работать. Тогда многие училища по стране были закрыты, но Сталинирское худучилище сохранилось благодаря стараниям Туганова. Он полностью организовал и держал на своих плечах его деятельность, понимая, что искусство в военное время становится не только эстетической, но и моральной силой, укрепляющей веру людей.
В Цхинвале с его подачи проходили выставки. Одним из направлений работы Туганова стали плакаты. Он изготавливал «Окна сатиры», привлекая в помощники своих учеников. Рисунки выполнялись художником вручную, готовые листы размножали по трафарету, раскрашивали их гуашью и акварелью, сопровождая актуальным текстом или стихотворением, отражающим атмосферу той эпохи. Плакаты выставлялись в местах скопления народа.
Кроме того, Туганов создавал полотна, отражающие военные события. Его картина «Бой в Ала-гирском ущелье» посвящена героической обороне Кавказа. В ней нет лишнего пафоса – только сдержанная сила и уверенность в победе. Другая работа, «Помощь фронту», передаёт атмосферу единения народа, где каждый считал своим долгом внести вклад в общее дело.

– Как отражалась военная тематика в творчестве югоосетинских художников в послевоенные годы?

– После Победы в Южную Осетию вернулись немногие художники-фронтовики. Махарбек Сафарович очень переживал потерю своих воспитанников. В югоосетинской живописи послевоенных лет редко встречаются батальные сцены. Художников больше интересует человек и его внутренний мир. Это живопись памяти, сострадания, человеческой стойкости.
Так Борис Санакоев в картине «За час до бессмертия» крупным планом на весь холст показывает сцену прощания бойцов с погибшим боевым товарищем в последние минуты перед атакой. Основную роль в развертывании драматургии холста играют оттенки двух цветов – красноватого жертвенного и зеленовато-телес-ного. Предпочтение отдается четким, жестким линиям и выразительным формам. Композиционные приемы и колористическая гамма подводят зрителя к значимости подвига самопожертвования во имя Родины, своего народа.
Тема труда во имя Победы, к примеру, нашла свое отражение в работе художника-фронтовика Николая Кабисова. В ней тихая, наполненная светом картина о непрерывности жизни. Мы видим живописную, лучезарную природу, горные просторы и идущих в ряд косарей. Отсутствие молодых мужчин в жаркий пик сенокоса, женщина в трауре – связывают сюжет картины в одну логическую нить – война. Есть и другие картины наших художников, которые передают суть военного времени.

– Каким жанрам отдавали предпочтение художники послевоенного периода?

– Портрет стал ведущим жанром времени. Югоосетинские художники создали богатую портретную галерею своих современников – героев Великой Отечественной войны.
Николай Кабисов, к примеру, создал сильный образ в работе «Партизан Мильдзихов», где он показал суровое, мужественное лицо героя, в одиночку уничтожившего более 100 гитлеровских солдат. Благодаря необычному ракурсу, образ Мильдзихова получился динамичным, выразительным, объемным.
В свою очередь Григорий Котаев в картине «Эхо войны» объединяет участников двух мировых войн XX столетия. В его работе философско-художественное размышление о героической истории народа.
Одной из ключевых тем в изобразительном искусстве Южной Осетии той поры стал образ скорбящей осетинской матери, ставшей символом нравственной силы народа. Это, пожалуй, самая глубокая и трогательная линия. Она осмыслена в картинах Ахса-ра Козаева, Григория Котаева, Вадима Каджаева и др.
Каджаев обращается к реальной трагедии — судьбе семерых братьев Газдановых из Дзуарикау, погибших на фронте. Сюжет картины «Память. Братья Газдановы» решен через обобщения и символику христианской культуры. Недаром канонически образ матери у Каджаева повторяет Богоматерь. Символичен красный лоскут, на котором лежат письма ее сыновей – красные черкески. Вся простота окружающего быта наглядно оттеняет всю глубину молчания и внутренней эмоциональной трагедии героини.

– Насколько востребована тема ВОВ среди современных югоосетинских художников?

– Молодое поколение художников Южной Осетии не забывает о войне, но осмысливает ее уже сквозь призму времени, через символику, философские образы, память поколений. Появляются композиции, не связанные с какими-либо конкретными военно-исто-рическими событиями. В произведениях современных художников чаще встречается интерпретация традиционного событийного изображения сквозь призму постмодернистского восприятия.
К примеру, в картине Вадима Каджаева «Дороги войны» война предстает как универсальное зло, разделяющее и объединяющее судьбы людей. Потоки беженцев и солдат движутся в противоположных направлениях и в этом контрасте раскрывается трагизм эпохи. До зрителя доносится мысль, что война делит людей, но память объединяет их навсегда.

А. ГЕРГАУЛОВА