Осетия – родина для всех осетин

1 августа в Северной Осетии-Алании стартовал международный проект «Аланский след». Он представляет собой летний курортно-образовательный курс по изучению языка и культуры осетинского народа. Проект реализует Министерство национальных отношений РСО-Алания. Особенность лагеря в том, что туда приехали наши соотечественники, проживающие в Венгрии, Турции и Сирии. В течение недели участники лагеря смогут окунуться в языковую и культурную среду своего этноса. Они смогут пообщаться с политиками, журналистами, педагогами, с общественными организациями.

Лагерь посетил и и.о. главы РСО-Алания Вячеслав Битаров, который призвал всех помнить и беречь доставшиеся от предков язык, культуру, традиции, и передать их будущим поколениям. Он высоко оценил идею проекта «Аланский след».

В.Битаров поддержал предложение о культурном обмене между представителями алан-ясов-осетин, проживающих в различных странах мира, возможность проживания детей из Северной Осетии в семьях турецких осетин и венгерских ясов и готовности принять детей соотечественников, живущих за рубежом, в североосетинских семьях.

Кроме того, в программе предусмотрены ознакомительные экскурсии, посещение музеев, достопримечательностей Северной Осетии. Пройдут мастер-классы по выпечке пирогов, вокалу и национальному танцу. А вчера группа осетин из Турции, Венгрии и Сирии, по программе лагеря, прибыла в Южную Осетию, где их ждет насыщенная и интересная программа.

Нашим соотечественникам, предков которых судьба занесла в Европу и Ближний Восток, в последнее время уделяется особенное внимание. Ведь проект направлен на приобщение соотечественников к истокам, культуре и традициям народа. За последние годы делегации осетин-соотечественников неоднократно приезжали на свою историческую родину, в южную и северную части Осетии.

К сожалению, наш некогда многочисленный народ оказался разбросанным по миру. Значительные части осетинского этноса, начиная с древности и кончая современностью, целыми волнами покидали Родину и искали лучшую долю на чужбине. Редко в каком государстве Европы и Ближнего Востока, Америки и Австралии не встретишь наших соотечественников.

Часть из них, известная под названием ясы, в XIII веке спасаясь от монголо-татарского нашествия, оказалась на территории современной Венгрии. Ясы утратили свой язык и слились с венгерской нацией. Но они не забывают о своем происхождении и истории, у ясов наблюдается рост национального самосознания. И в последние годы венгерские ясы все чаще вращаются в орбите осетинских общественных процессов. Они регулярно приезжают в Осетию, а осетинские делегации навещают ясов в Венгрии.

В Турцию осетины начали переселяться в конце 50-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы с подвластными крестьянами, за которыми потянулись родственники. Далее и другие феодалы организовали несколько волн переселения осетин в Турцию. Осетинские земли опустошил генерал-майор Мусса Кундухов, который вывез в Турцию около 5 тысяч семей.

Однако приехав в Турцию, часть осетин была разочарована условиями жизни. Некоторой части осетин удалось устроить свою жизнь, но большей массе не удалось интегрироваться в новой стране. Посланный в Турцию Гацыр Шанаев, чтобы оценить ситуацию, предостерегал осетин от переселения и призывал не верить ложным обещаниям. Благодаря ему удалось сдержать переселение большего количества осетин. Известный осетинский писатель Инал Кануков – переселенец, вернувшийся в раннем возрасте с родителями в Осетию, в очерке «Горцы-переселенцы» писал:

«Но знают ли они, куда они стремятся? Нет, не знают. Они знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом… они стремятся туда так безотчетно, потому что обольщены ложными слухами, что им там будет хорошо и лучше даже, чем на старой родине. Но, увы! Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев, и сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекли, когда трудность дороги и действительность предстали им воочию и раскрыли им глаза, и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, которые уверяли их, что там будет лучше. И вот они, по милости этих глупцов-фанатиков, теперь гибнут».

По разным подсчётам осетинское население в Турции составляет до 35 тыс. человек. В Турции создана осетинская община. В рамках деятельности общины открыты курсы по изучению осетинского языка. Среди осетин, переселившихся в Турцию, было много видных политиков, военных и государственных деятелей. К примеру, в 2000-х годах в футбольном сообществе Южной Осетии прошла информация, что полузащитник сборной Турции по футболу Хасан Шаш по происхождению осетин. Такие же «подозрения» пали и на защитника сборной Турции Озалана Алпая. Ведь фамилия Алпай – по официальной версии отуреченная осетинская фамилия Цахилов. И оттого симпатии любителей футбола Южной Осетии на чемпионате мира 2002 года были на стороне сборной Турции.

В 1934 г. в Турции приняли закон о фамилиях, по которому гражданам нетурецкой национальности было предложено в обязательном порядке выбрать новую фамилию. В результате осетины, как и другие кавказские переселенцы, потеряли свои исконные фамилии. Сейчас в Турции проживают представители примерно 150 осетинских фамилий.

Но осетины переселились не только в Турцию, часть переехала в Сирию из-за обмана турецких властей выделить им заранее обговоренные участки земли. Они создали свою общину, которую возглавляет Хишам Албегов. В общей сложности в Сирии проживает несколько тысяч осетин. Гражданская война в Сирии, естественно, затронула и наших соотечественников. В 2012 году, в разгар гражданского противостояния, подстрекаемого США и странами Западной Европы, председатель осетинской диаспоры в Сирии Хишам Албегов обратился к властям России и Северной Осетии с просьбой спасти от гибели осетин Сирии и переселить их в Россию.

«Чтобы спасти своих братьев-осетин, мы обращаемся к вам за помощью! Если вы считаете нас единокровными братьями и сестрами, то просим вас оказать нам помощь. Просим организовать приезд осетинских беженцев на историческую родину, на землю предков. Нам нужно содействие в скорейшем и безвозмездном получении российских виз, средства на дорогу. Наша судьба и жизни наших детей сейчас в ваших руках. Мы верим в то, что вы всем сердцем откликнетесь на наш призыв и постараетесь нам помочь.

Мы, осетины, проживающие в Сирии, терпим бедствие, умоляем о помощи и спрашиваем, где наши единокровные братья и сестры? Потомки алан, вы слышите, в каком мы отчаянном положении, вы видите, что мы на грани истребления на чужбине. Не оставляйте нас в беде! Надежда только на вас!», – говорится в обращении Хишама Албегова.

В 2012 году приехавший в Цхинвал Хишам Албегов заявил, что 200 осетин из Сирии готовы выехать из страны, объятой пламенем гражданской войны.

Он привел пример Абхазии. Абхазы, живущие в Турции или Сирии, могут получить не только абхазское гражданство, но и жилье или землю:

«Мы не просим ни домов, ни земель. Мы хотим, чтобы мы стали гражданами Республики Южная Осетия. Если осетин, живущий за границей, станет гражданином Южной Осетии, это придаст ему больше душевных сил. Он будет четче осознавать и понимать, что он – осетин. Это больше привяжет диаспоры к Осетии. Считаю, этот вопрос относится к руководству Южной Осетии, оно должно работать над этим», – сказал Албегов.

И 31 июля 2012 года экс-глава РСО-Алания Таймураз Мамсуров заявил, что власти республики готовы помочь осетинам Сирии переехать на историческую родину, дав поручения в кратчайший период проработать вопрос возвращения сирийских осетин на историческую родину.

И в начале 2013 года в Северную Осетию приехало 3 семьи – 13 осетин, представители фамилий Кабалоевых, Албеговых, Бароевых. Их временно разместили в центре временного содержания иностранных граждан, где находились на полном государственном обеспечении. Впоследствии одна семья сирийских осетин уехала на проживание в Турцию.

На октябрь 2015 года, по данным гражданина Сирии осетинского происхождения, профессора Дамасского университета Джабаха Кабло в интервью СМИ, осетинская диаспора в Сирии лишь незначительно сократилась после начала гражданской войны. По его словам, небольшая часть диаспоры уехала в Европу подальше от тягот гражданской войны, но более двух тысяч осетин по-прежнему остаются в Сирии.

Вопрос возвращения и репатриации потомков переселенцев-осетин из Ближнего Востока обострился с началом масштабной дестабилизации в регионе. Этот вопрос активно обсуждался в политических и экспертных кругах, в интернет-пространстве.

У некоторых общественных деятелей преобладает скептическое отношение к вопросу возвращения осетин Ближнего Востока, ссылаясь на трудности адаптации переселенцев, моральные и ментальные проблемы. Но, к примеру, Северная Осетия испытала несколько волн переселения беженцев разных национальностей. Конечно, национальный состав республики стал более пестрым, однако угрозы осетинскому этносу эти волны не нанесли. То есть нагоняемые внутриосетинскими дезинтеграторами и противниками сплочения нашего народа страхи по большому счету преувеличены. Тем более, что не все осетины Ближнего Востока горят желанием вернуться на историческую родину.

В прошлом году Парламент Южной Осетии разработал законопроект «О Государственной политике РЮО в отношении соотечественников за рубежом». В проекте закона подчеркивается, что государственная политика в отношении соотечественников исходит из необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Кроме того, законопроект направлен на координацию действий в области информационной и культурной политики, консолидации осетинских диаспор и обществ в мире, сохранение осетинского языка и традиций среди осетин зарубежья. Также рассматриваются вопросы получения соотечественниками гражданства РЮО. В прошлом году группа турецких осетин в Цхинвале в торжественной обстановке получила паспорта граждан РЮО. То есть государственная политика РЮО в отношении соотечественников зарубежья уже реализуется на практике. И, вне всякого сомнения, Южной Осетии есть смысл держать в поле зрения абхазский опыт возвращения переселенцев, о котором говорил Хишам Албегов.

Конечно, как отмечалось, наплыва наших соотечественников в Осетию ждать не приходится. Речь скорее всего может идти о нескольких десятках осетинах. Для них Осетия – и Южная и Северная, должна стать домом.

Сармат КОЗАЕВ