Средневековая Алания, как и любое государство серединных веков, имела свою систему образования населения. В основном образование люди получали в монастырях, зажиточное сословие – на дому с привлечением частных педагогов, значительную часть которых составляли те же монахи.
Вследствие монголо-татарского нашествия и особенно вторжения Тимура города и села Алании были разрушены, уцелевшее население вынуждено было укрыться в горах. Понятно, что образование было уже не актуальным, куда важнее было сохраниться как этнос в ограниченных жизненных условиях горных ущелий.
После вхождения Осетии в состав России для осетинского народа появилась возможность не только вернуться на свои исконные земли на предгорной равнине, но и реализовать природную склонность народа к обучению. Обретение нового статуса стало важным прогрессивным актом, оказавшим всестороннее воздействие на всю последующую политическую, социальную и экономическую жизнь горцев. Это способствовало втягиванию Осетии во всероссийский рынок, послуживший основой развития в регионе в первой половине XVII века системы народного образования, заключавшейся не только в зарождении письменности у осетин, но и восстановлении у них очагов просвещения, хотя и православно-миссионерских.
В 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия», возглавлял ее архимандрит Пахомий. Комиссия была на службе у православной церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Помимо утверждения среди горцев христианства, комиссия распространяла среди осетин грамотность и знания. «Осетинская духовная комиссия» в целом не справилась с поставленными перед ней задачами и в 1860 году ее деятельность была прекращена, чтобы возродиться в образе «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Эта организация приступила к созданию непосредственно учебных заведений и в Южной Осетии. Благодаря просветительской деятельности, проводимой Обществом на Кавказе, количество православно-духовных учебных заведений значительно увеличилось и продолжало расти вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Наибольшее распространение в этом крае получили приходские школы, переименованные в 1885 году в церковно-приходские. Несмотря на то, что церковные школы были предназначены для религиозного воспитания горцев в духе «православной христианской веры», сеть учебных заведений этого типа была чрезвычайно разветвленной. Помимо городов и крупных селений такого рода школы создавались при церковных приходах в самых глухих горных аулах. Священники являлись здесь зачастую единственными распространителями знаний среди местного населения, т.к. светские учителя отказывались ехать в отдаленные аулы, ссылаясь на тяжелые бытовые условия.
В 1851г. проходит обучение детей в приходской школе с.Дзау. В этом же году просветитель Фома Чочиев начинает обучать детей в с.Ортеу. Открывались в селениях и другие школы: Чесельтская в 1853 г., Рукская в 1854 г. Мсхлебская в 1862 г. Первая светская школа в Юго-Осетии была открыта в Цхинвале в 1881г. Инициаторами открытия школы были местные жители. Обучение было самое примитивное. В церковных школах изучались: Закон Божий, русский и осетинский языки, арифметика, письмо, черчение, пение и гимнастика. В учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего.
После отмены крепостного права крестьяне стали посылать в школы и своих дочерей. По инициативе местной интеллигенции женские школы были открыты в Дзау, Цхинвале, Ленингоре, Уанел. В них обучалось 135 девочек, которые изучали Закон Божий, чтение, письмо и рукоделие.
После февральской революции 1917 года образование стало более демократичным, право на открытие учебных заведений высшей ступени получили и национальные окраины бывшей российской империи. В 1919 году в Цхинвале была открыта осетинская гимназия, увеличилось и количество сельских школ. Однако летом 1920 года южные осетины оказались перед угрозой сравнимой с монголо-татарским нашествием: грузинское меньшевистское правительство устроило погром в Южной Осетии, убивая людей и выжигая населенные пункты.
Вернувшись в начале 1921 года на свою Родину, осетины нашли вместо домов пепелища. В стране не хватало даже хлеба, над жителями нависла угроза голода. Но даже в этих условиях руководство Южной Осетии думало о просвещении народа. Принимались срочные меры по восстановлению и системы образования. В 1921/22 учебном году функционировало уже 45 школ и педтехникум. И это при том, что большинство зданий школ были сожжены грузинскими меньшевиками, а учителей катастрофически не хватало. Руководство автономии пошло на непопулярные меры.
Так, было принято постановление об обязательном увольнении всех работников образования, которые к тому времени работали в других учреждениях. Таким образом, единственный выход для них оставался в возвращении на учительскую работу.
Однако материальное положение учителей оставалось тяжелым. Например, зарплату педагогам за апрель 1921 года смогли выплатить только в сентябре. Комиссариат просвещения обратился к населению сел, где располагались школы оказывать помощь учителям продуктами питания. Для каждой школы был выделен земельный участок под посевы зерна.
Проблемы были и с учебниками. 10 мая в Тифлис был командирован ответственный работник Коста Джаттиев для приобретения типографской машины для печатания школьных учебников.
20 апреля 1922 года декретом Центрального исполнительного комитета Грузии – высшего органа власти страны – статус Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) был узаконен. В пределы автономной области была включена историческая территория компактного проживания осетин на южных склонах Главного Кавказского хребта. Органами управления были признаны Центральный исполнительный комитет (ЦИК), местные советы и народные комиссариаты. Первым председателем президиума ЦИК был избран А. Джаттиев, народными комиссарами: просвещения – П.Тедеев, здравоохранения – И.Хетагуров, земледелия – Г.Санакоев, продовольствия – А.Плиев, юстиции Н.Гадиев, внутренних дел – И. Завадин.
В Южной Осетии, как и по всей Стране Советов, активно шла работа по ликвидации неграмотности. В мае месяце 1924 года в газете «Заря Востока» вышла статья о преобразованиях в жизни осетинского народа. Автор писал: «В каждом селе есть школы по ликвидации безграмотности, где учатся все здоровые, дети и старики. Попы из селений изгнаны. О молодежи говорить нечего, но и старики перестали верить в бога и религию».
Развивалась и сеть учебных заведений. В учебном 1925/26 году в автономной области было 104 школы, один педтехникум, один детдом и детский сад или, как его еще назвали, «детская площадка». Всего в школах области в этот год училось 5128 учеников, среди них осетин – 3365, грузин -1391, русских – 25, армян – 222,евреев -125. В российских вузах училось 137 студентов из ЮОАО.
Если ранее выпускники школ Южной Осетии самостоятельно поступали в высшие учебные заведения России и Грузии, то в сентябре 1926 года в первый раз выпускники получили возможность выехать на учебу в Российскую Федерацию по целевым направлениям. Так появилось понятие «поступление по лимиту» В Московский институт лесной промышленности поступил Дзамбол Санакоев, а в ветеринарный институт г.Казани Степан Джиоев.
Учебный год в Южной Осетии начался 20 сентября. Это было связано с тем, что в сельских районах проводились уборочные работы. По этой же причине фактически классы полностью заполнялись только в середине октября.
30 августа 1930 года было принято постановление правительства СССР о введении в стране всеобщего начального образования. Этот год стал символом успехов в борьбе с безграмотностью. Если в 1926 году, когда началась кампания по ликвидации безграмотности, людей, умевших писать и читать, в ЮОАО было 15 %, то в 1930 году грамотность возросла до 90%. И это при том, что именно в эти годы был осуществлен переход с кириллицы на латинский шрифт, что создавало дополнительные проблемы. Ведь даже люди, которые владели грамотой, были вынуждены приспосабливаться к новому шрифту.
В 1931 году известный осетинский композитор и собиратель фольклора Б.А.Галаев переезжает в Сталинир (Цхинвал), где основывает музыкальную школу, в которой сам был и преподавателем, и первым директором. Школа в первое время располагалась в помещении городской русской школы, которая стояла на пересечении улиц Комарова и Коцоева, а позже переместилась в северное крыло педагогического института.
1 мая 1931 года начались первые занятия в Цхинвальском медицинском техникуме. В автономной области появилась возможность подготовки среднего медицинского персонала.
В этом же году был организован первый набор в аспирантуру института краеведения. Проводились экзамены на лимиты в Ленинградский финансово-экономический институт, Украинский институт востоковедения. Был проведен набор на семь мест в военные училища. На учебу посылались преимущественно желающие из «числа членов партии, комсомольцы, колхозники, батраки и середняки».
В марте 1934 года было введено в действие постановление правительства о всеобщем обязательном образовании – «Всеобуч». Согласно этому решению обучение грамоте стало обязательным. Уклоняющиеся от посещения клубов, изб-читален, отдельных курсов по овладению навыкам письма и чтения штрафовались на сто рублей или наказывались одним месяцем принудительных работ. К концу года посещаемость образовательных учреждений в Ленингорском районе составила 37%, а в Дзауском районе все 100%. С этого периода образование в Южной Осетии включается в общую систему образования СССР и региональные особенности полностью нивелируются.
Р. КУЛУМБЕГОВ, кандидат исторических наук