Об осетинском флаге

В семейно-бытовой обрядности осетин флаг занимал важное место, он представлен несколькими разновидностями, отличающимися по форме, размеру, цвету и декору.

ФЛАГ – АТРИБУТ ВОЕННОГО ДЕЛА

В средневековых хрониках, иконографии и историческом фольклоре осетин он выступает как атрибут военного дела. В 137 году античный автор Арриан в труде «Тактика» писал, что аланское войско имело специальные боевые отличительные знаки, представляющие собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее.
По данным исторического фольклора, знамя в военном деле использовалось до недавних пор, буквально до XVIII – первой половины XIX в. В частности, в героических песнях оно фигурирует как важный атрибут военных походов – «балц». Более того, в системе организации таких набегов выделялся непременный участник – знаменосец (тырыса хæссæг). Функции его были почетными. Почет был связан с большой опасностью, ибо знаменосец одним из первых становился жертвой противника.
Перед военным набегом его участники давали клятву верности и обещали быть друг другу братьями и верными друзьями, не бросать раненых и убитых врагу, клятва закреплялась прикосновением к «хъулон хъил» (пестрый шест).
По словам известного осетинского бытописателя М. К. Гарданти, участники клятвы, сложив возле флага свое оружие, стояли вокруг него. По старшинству прикасались к нему правой рукой и шепотом говорили: «Клянусь, своих товарищей не выдам, раненого товарища спасу от врагов, а тело убитого предам земле». Участники клятвы на эти слова отвечали – «оммен» (да будет так) и разбирали свое оружие, сложенное под «хъулон хъил». После чего брали друг друга за руки и говорили: «Будем братьями и защитим себя, как дети одних родителей».
Зафиксированы и обычные боевые знамена алан в виде продолговатых полотнищ на древках. Свободный конец полотнища имел треугольный вырез, а нижний край – ступенчатый выступ. Подобная форма знамени имела широкое распространение в средневековье у многих народов Азии и Европы.
Средневековые хроники сохранили отрывочные сведения об осетинских знаменах. В частности, по материалам, опубликованным в книге «История Южной Осетии в документах и материалах» историками Георгием Тогошвили и Иваном Цховребовым, боевое знамя осетин было сделано из шелковой ткани розового цвета. В центре его помещался вышитый герб Осетии – крадущийся барс на фоне цепи гор.
Приведенные факты свидетельствуют о значимости флага на протяжении длительного времени. Вероятно, причиной этого является его высокая знаковая сущность, когда за элементарным предметом, состоящим из древка и полотнища, стоят иные символы и олицетворения.
Каковы же были функции флага, выполняемые им в повседневном традиционном быту осетин? В семейной обрядности его варианты отмечены в детском, свадебном и похоронно-поминальном циклах.

ДЕТСКИЙ ЦИКЛ ОБРЯДНОСТИ

Особенностью обрядности детского цикла у осетин было празднование специального дня, посвященного новорожденным мальчикам. Этот праздник, именуемый «кæхцгæнæн», отмечался на первом году жизни ребенка в начале июля. Во время торжества неженатая молодежь села совершала обход всех домов, в которых отмечали «кæхцгæнæн». Непременным атрибутом шествий был крестовидный шест с повязанными платками или лоскутами материи. По словам известного исследователя Е. Г. Пчелиной, один из мальчиков нес в руках высокий и тонкий шест «фарны хъил», украшенный цветными лоскутами. Остальные шли за шестоносцем с шутками и песнями.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство, тесно связанное с обрядами детского цикла. После исполнения мальчику трех лет его родители устраивали праздник «цæуæггаг». Как и масса празднеств, связанных с магией плодородия и роста, он был совмещен с христианской Пасхой и отмечался в пасхальный четверг. Необходимо отметить, что суть его сводилась к переходу детей под покровительство «мужских» патронов. С этой целью из дерева вырезали стрелу (фат), на которую вешали клочки шерсти и лоскутки одежды, сшитой для мальчика именно к этому дню. Посвящаемых детей вели в Тхост-дзуар, расположенный у с. Цмити, в руках они держали стрелы, которые оставляли в дзуаре.

ФЛАГ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ

Значительное место занимал флаг в свадебном обряде осетин. В доме невесты ко дню свадьбы готовили флаг (тырыса) – кусок ткани белого, красного цветов, прикрепляли к древку. На полотнище флага пришивали предметы мужского туалета: сафьяновые чувяки (сæрак дзабыртæ), платки носовые (къухмæрзæн), учкур (астæубос), тесьма для наручных часов (сахатбос), курительные принадлежности, расшитые кобуры (хуымпъыр) и прочее.
Подруги невесты выносили во двор флаг и предлагали представителям жениха (чындзхæс-сæг) выкупить его. При этом сумма значительно превышала номинальную стоимость всех подарков. Несмотря на это флаг выкупали. Его надо было в целости и сохранности доставить вместе с невестой в дом жениха. Молодежь села заранее извещали и ко дню свадьбы усиленно готовились, чтобы отобрать флаг. Представители жениха вручали флаг самому ловкому и отчаянному парню и отправляли в обратный путь. Не сохранить флаг считалось большим позором. Лихой наездник, сумевший овладеть флагом и уберечь его от преследователей или наоборот, вернувший его в дом невесты, получал всеобщее признание. Если флаг доставляли в дом жениха в целости, он демонстрировался вместе с приданым, после чего поступал в пользование невесты. Флаг хранился в семье. Полотнище считалось магическим, поэтому его охраняли от посторонних глаз. В частности, им накрывали роженицу при трудных родах или ребенка во время болезни.
Возвращение флага невесте, хранение и использование его во время родов и детских болезней свидетельствует о его культовой основе традиции.
В свадебной обрядности осетин фигурировал патрон «Хъилы дзуар» или «святой патрон шеста», которому наряду с другими поручали покровительствовать молодым. Молодежь к свадьбе готовила длинный шест с крестообразным завершением. Во время свадебного застолья его спускали с крыши через свето-дымовое отверстие (ердо) и требовали себе часть угощения (кæстæрты хай). Несколько юношей крутили шест вдоль оси до тех пор, пока на крестообразный конец «фарны хъила» не насаживали кушанья с праздничного стола. Все эти факты показывают знаковую сущность как самих обрядовых знамен, так и условий их использования в обрядности.
О важной роли флага в свадебном обряде осетин говорит использование небольших флажков для снятия с головы невесты фаты. Во время этого обряда (хызисæн) молодой человек из родственников жениха пользовался флажком, который входил в состав приданого невесты. Прежде чем снять с головы невесты фату, родственник жениха последовательно описывал им три круга или же просто делает три взмаха над головой невесты и публично провозглашает: «Фарн, фарн, фарн: семь сыновей и одну синеглазую девочку». В обряде «снятия фаты» флажок имеет важное значение.
Можно говорить о том, что свадебный флажок, как и свадебное знамя, являются материальными аксессуарами с высоким знаковым показателем.

ФЛАГ В ОБРЯДАХ ПОХОРОННОГО ЦИКЛА

К поминальному празднику «Мæрдты бадæн» готовили обрядовый предмет «æлæм», который женщины (обычно сестры или дочери) изготовляли в память умершего мужчины. Æлæм // илæн представлял собой нечто вроде креста или хоругви из скрещенных жердей с нитями, на которые нанизываются пряники, грецкие орехи и конфеты. Эти вещи раздавались всадникам, и те вскачь объезжали село. Встречая на своем пути людей и чаще детей, всадники встряхивали муляжи, с которых падали прикрепленные к ним сладости, дети с криком и гамом подбирали их. После этого всадники направлялись на кладбище, где остатки гостинцев делились между участниками скачки, а деревянные основы «оружия» и «одежды» оставляли на могиле. С кладбища до дома покойника всадники пускались вскачь наперегонки.
«Æлæм» готовили преимущественно для поминовения мужчин, для женщин наряжали ветку тиса (заз) или елочку (наз).
Если покойный был молодым мужчиной, то «æлæм» дополнялся флагом черного цвета. Нижний угол полотнища обрезался, а на древко повязывали черную ленту. По некоторым сведениям, на флаге указывалось и имя покойного, в чью честь устраивались скачки. Этот обычай у осетин сохранился до средневековья.
Осетинский обрядовый предмет «æлæм» – символ «древа жизни», а его активное использование в поминальной обрядности было обусловлено высоким символическим значением.
Флаг обладал высоким символическим потенциалом, обусловившим его активное использование в семейной обрядности. Применение флага в обрядах, связанных с магией роста и плодородия, предполагало, что он был своеобразным воплощением идей жизнеутверждающего начала. Осетинские номинации флага и сравнительный, материал по народам Кавказа полностью подтвердили его магическую подоснову, тесно соотносимую с понятием сил мирового «древа жизни».

Подготовлено по книге Вилена Уарзиаты «Флаг в семейной обрядности осетин»