О некоторых вопросах древней медицины

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож

Авиценна

Любой области деятельности человека характерен свой сложный путь развития – как с ошибками, так и с открытиями, с постепенным накапливанием определенных знаний.

Это касается и такой сферы – очень важной для жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека – какой является сфера народной медицины.

Первым известным в истории врачом, о котором упоминается в древних записях, выполненных на глиняных табличках, был некий Лулу, который жил в Шумере, около 2700 года до н. э.

По данным т.н. папируса Смита, изготовленном в Древнем Египте, примерно в 1710-1690 гг. до н.э. уже имелись специальные хирургические инструменты, например, медные иглы для зашивания ран.

Интерес также представляет информация о том, что в надписях египетских пирамид за период 2600-2100 гг. до н. э. упомянуты имена примерно 50 врачей, причем найдены и древнейшие папирусы с записями о проведении хирургических операций. Уже за 1000 лет до н.э. вавилонские врачи использовали обсидиановые (вулканическое стекло) и бронзовые хирургические ножи, пилы, трепанаторы, сверла для сверления черепа. Сложнейшие глазные операции производились в Вавилонии времен царя Хаммурапи в XVIII в. до н. э., т. е. в эпоху средней бронзы!

Из центров древней медицины нужно отметить Месопотамию, Индию, Китай, Египет, Грецию, Рим, государство инков.

Китайцы знали о системе кровообращения еще во времена династии Хань (220-202 г. до н.э.), в то время как современная медицина пришла к этому только в XVII веке.

В связи с тем, что и в древности у людей были проблемы с зубами, в том числе и из-за дефицита минеральных солей и витаминов, египтяне, например, уже применяли пломбирование. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам.

В древней Индии было продумано интересное решение проблемы зашивания кишок, которые особенно подвержены инфекции после оперирования. По обе стороны разреза помещали огромных бенгальских муравьев, и они челюстями зажимали рану. После чего муравьев удаляли, оставляя только головы, вкладывали кишки обратно в брюшную полость и зашивали. Муравьиные головы с крепко сжатыми челюстями по мере заживления ран постепенно рассасывались. Это ничего не напоминает современным хирургам? Конечно же, современные зажимы применяемые хирургами, не челюсти муравьев, но…

Для выведения камней из мочевого пузыря римляне использовали тонкие бронзовые трубочки-катетеры, изобретенные греческим врачом Эристратом, жившим в III в. до н. э. Такой катетер с двумя изгибами был найден при раскопках в Помпеях. Интересно, что подобный инструмент вновь появился лишь только в 1700 году нашей эры. Некоторые римские медицинские инструменты были такого превосходного качества, что заняли бы достойное место среди инструментария современного хирурга. Так, центровка тонкозубых зажимов-щипцов, найденных в тех же Помпеях, такого качества, что и сегодня ее невозможно превзойти.

Первый труд по описанию медицинских инструментов создали Гиппократ и Цельс, детально описав около сотни хирургических операций, которые проводились.

Именно Гиппократа-врача из г. Мирописа на острове Кос (конец V – начало IV вв. до н.э.) по праву называют отцом медицины.

Интересно, что в этот же период известны и врачи – Анахарсис и Токсарис – скифы по происхождению, которые пользовались заслуженной славой в античных городах материковой Греции и не только по вопросам медицины, но и как мудрецы-философы.

В XV веке до н.э. египетские врачи уже знали расположение основных органов человека, использовали скальпель, изготовленный из обожженного кварцевого песка – остро заточенное стекло. В начале XIV века до н.э. египтяне могли эффективно удалять больные зубы. Интерес вызывает и то, что уже в античное время врачи с успехом лечили также болезни ушей, горла, удаляли различного рода полипы. Об этом говорят медицинские инструменты, свидетельствующие о разнообразных операциях, проводимых в I – III вв. н.э.

Но это не значит, что в более раннее время, начиная с эпохи бронзы, не существовало медицинских инструментов.

Изучение новых данных из области истории древних культур позволяет выяснить и те проблемы, которые связаны с древней медициной. Выясняется, что наиболее примитивными средствами медицины, несомненно, пользовались на заре становления человека. В качестве же известной системы знаний и практического учения медицина получила признание не только начиная с учения Гиппократа, но и за несколько тысячелетий до него. Так, в древнем Египте прославился знаменитый врач Имготеп, живший 5000 лет назад, обожествлявшийся после смерти.

Однако и на территории пост-советского пространства значительно раньше, начиная с мезолита и неолита, прибегали к врачебным мероприятиям, эффект некоторых из них надо считать изумительным.

Изучая ископаемый материал, можно убедиться в большой древности хирургических вмешательств, производимых людьми, обладавшими известным врачебным опытом. Некоторые из них, выполнив операцию, умели обеспечить дальнейшее благоприятное течение и исход хирургического вмешательства, с последующими лечебными мероприятиями, ограждавшими рану от инфекции и нагноения. Об этом свидетельствуют находки трепанационного отверстия на черепах из древних погребений на европейской и азиатской частях территории Российской Федерации. Исключением не является и Кавказ.

Об этом нам позволяет судить изучение тех артефактов, которые найдены в памятниках как эпохи поздней бронзы, в частности, Тлийского могильника, так и более позднего времени из Аркнет, Паткнет и Велура Южной Осетии.

Вряд ли стоит сомневаться, что некоторые колдуны и жрецы пользовались не только магическими движениями, плясками, заклинаниями, упрашиваниями и запугиваниями для изгнания т.н. злых духов или демонов, якобы внедрившихся в человека и тем самым вызвавших его заболевание. С большой осторожностью, долго и старательно делались отверстия в черепе не только для того, чтобы выпроводить через эту дырку злого духа.

Благоприятный исход после оперативного вмешательства по поводу тяжелого ранения был прослежен и в одном из погребении Тлийского могильника эпохи бронзы, причем прослежено полное заживление трепанационного отверстия с характерным наличием замыкающей пластинки, прикрывающей губчатое вещество (diploё). Эта пластинка соединяла на всем протяжении трепанационного отверстия наружную и внутреннюю пластинки черепного свода, причем на черепе не было следов осложнений, т.е. не было растрескивания за пределами трепанационного отверстия, не было периостита или следов преодоленного остеомиелита. Не исключено, что древний житель Тли жил после операции от 2 до 5 лет.

В 1985 году во время археологических изысканий на Кехвском могильнике VII – VI вв. до н. э. нами были обнаружены в погребениях три человеческих костяка со слепыми ранениями, причем были найдены скифские трехгранные наконечники стрел в костях грудной клетки одного из костяков   (один из них был обнаружен в районе реберных костей погребенного), причем на одном из ребер было прослежено хирургическое вмешательство.

Развитие медицинских знаний на древней территории Восточной Европы, Египта, Древней Греции, Рима повлияло на их распространение не только на близлежащие к ним регионы, но и более отдаленные периферийные культурные регионы, в том числе и на Кавказ, на территории которого в результате археологических исследований выявлен ряд артефактов, свидетельствующих об определенном развитии медицины и в этом районе проживания древнего населения, в том числе и предков осетин – кобано-тлийцев – ярких представителей эпохи поздней бронзы (II тыс. до н.э.).

В процессе трудовой деятельности человек постепенно овладел техникой изготовления не только орудий труда, оружием, но и инструментами, которыми мог пользоваться при вскрытии, очистке ран, проведении т.н. операций и измельчении лекарственных растений.

Ряд таких инструментов имеется и в материалах Тлийского могильника эпохи бронзы Южной Осетии.

Интерес вызывают пять ножей-лопаточек, имеющих плоские обоюдоострые навершия, переходящие в зауженные, кончающиеся колющим (округлого сечения) острием стержня. Все они найдены в женских погребениях. Б.В. Техов назвал вполне справедливо эти погребения могилами знахарок, в связи с тем, что в них помимо означенных инструментов оказались привески в виде бараньих головок, бронзовые фигурки собак, лошадей, булавок, множество ромбовидных (согнутых посередине) бляшек, спиральных трубочек (накостники) и т. д.

Обилие таких ритуальных предметов можно связать с тем, что т.н. «врачебная» практика знахарок, конечно же, представляла собой переплетение народной медицины с колдовскими действиями. Именно с помощью разных культовых вотивных фигурок, амулетов знахари и знахарки старались усилить воздействие колдовства.

С территории Южной Осетии известны и миниатюрные сосуды из бронзы и … дерева, которые, вероятнее всего, использовались для хранения каких-то мазей или благовонных веществ.

Так, из Тлийского могильника эпохи бронзы имеется бронзовый сосудик с т.н. жгутовым орнаментом на горловине и поддоне, ручкой на верхней части тулова, а из Аркнетского могильника эпохи античности мы имеем деревянную миниатюрную круглую коробочку с крышкой, которая сохранилась почти без повреждения d-1,6см., h-2см.

В тех же материалах из Тлийского могильника в погребениях XII-X вв. до н.э. имеются искусно изготовленные бронзовые пинцеты (всего их шесть), причем одна из сторон у всех шести пинцетов орнаментирована штриховкой в виде геометрических линий и изображений змеи, лягушки, бегущие собаки-волки. Концы лопастей аккуратно загнуты внутрь. При нажатии на обе лопасти они наглухо смыкаются во всю ширину. Интересно, что конструкция этого типа пинцетов не изменилась до сегодняшнего дня! В том числе и пружинящая задняя часть пинцетов. Все Тлийские пинцеты найдены в мужских погребениях. В мужских же погребениях найдены и пинцеты, обнаруженные на Кобанском могильнике эпохи бронзы в Северной Осетии.

На Кавказе пинцеты раньше эпохи поздней бронзы нам не известны.

Большинство ученых, в том числе врачи, приходят к мнению, что пинцеты (а они обнаруживаются в Передней Азии, Эгенде, Египте, Южной Месопотамии), как и большинство современных пинцетов, в хирургической практике народных лекарей-жрецов применялись, например, для извлечения из человеческого тела наконечников стрел и т. п.

Ряд историков считает, что в эпоху бронзы ланцетовидные бронзовые ножи, пинцеты, иглы и другие инструменты для кровопускания могли использоваться в хирургической практике.

Конечно же, пинцеты означенного типа могли использоваться параллельно и в других целях. Например, в швейном деле – как вспомогательный инструмент при изготовлении мелких металлических поделок (например, бляшек, бус, нашивок).

Некоторые исследователи относят их к набору кузнечных инструментов. Существует мнение, что они могли применяться и для выщипивания волос.

Можно утверждать, что народная медицина осетин тоже имеет глубокие, древние корни происхождения. Тысячи лет накапливался практический опыт народных ценителей.

Большой багаж опыта прослеживается от наших предков – кобанцев-тлийцев, скифов, сарматов и алан, причем он основан как на лечении растениями, которое впоследствии выросло в фитотерапии, так и на фармакологии и лечебных средствах, посредством которых знахари (врачи) доказывали свою способность излечивать не только болезни, но и с успехом применять знания в хирургии, о котором до наших дней дошло совсем немного фактов и письменных упоминаний, хотя археологические находки удостоверяют, что в древности наши предки могли проводить т.н. хирургические операции, вплоть до трепанации черепа, причем весьма успешно. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы, обнаруженные на территории Осетии, в результате археологических раскопок. Трепанация черепа, ампутация конечностей на юге Восточной Европы известны уже в эпоху мезолита (10 тыс. лет тому назад – из раскопок в Крыму). Подобные операции были известны как в бронзовом, так и в раннем железном веке, и позднее, уже в период античности и средневековья.

Первое упоминание о народной медицине Осетии в письменных источниках встречается только в 20-50 годах XIX века.

Народная медицина является неотъемлемой частью культуры осетинского народа.

Об этом свидетельствует и высокая оценка народной медицины осетин, данная в XIX веке русским ученым-этнографом К. Борисевичем, изучавшим культуру народов Кавказа. Он пишет: «В чем действительно осетины мастера своего дела (речь идет сугубо о сфере народной медицины – Р.Г.) – это по части хирургии и всяких операций. Всякие раны, переломы костей и т.п. излечиваются более блестяще, чем опытными хирургами, даже в некоторых случаях их искусство превосходит знания специалистов-хирургов».

В материалах из Южной Осетии, обнаруженных в погребениях эпохи бронзы и античного периода, мы встречаемся с фактами хирургического вмешательства древних насельников Южной Осетии, обладавших известным врачебным опытом. Судя по всему, они умели обеспечить дальнейшее благоприятное течение и исход хирургического вмешательства.

На протяжении многих веков наши предки использовали травы для исцеления от болезней уже в глубокой древности, следуя известному постулату народной медицины – «Помоги себе и другим сам», что, конечно же, требовало определенной сосредоточенности и веры в собственные силы, с включением резервных запасов своего организма. Таким свойством обладали не все, и поэтому уже в древности выделяется прослойка людей – знахарей, шаманов и т.н. колдунов, которые воспринимались как обладающие тайными знаниями, что, вероятно, предопределило веру в сверхъестественные способности того или иного т.н. врачевателя-знахаря.

Интересно, что отголоски этих приемов дошли и до современной цивилизации, в том числе и до территории Южной Осетии (т.н. дæсныфæрсджытæ и т. д.).

И, что интересно, в средневековье в известном трактате «Карабадини» описываются ритуалы и способы приготовления настоек из лекарственных трав, но… упоминается выражение «… и немножко … дуновения ветра», что, вероятнее всего, как раз и было связано с магическими действиями того или иного прорицателя, колдуна (дæсны), жреца или врачевателя-знахаря.

Особый интерес для нас представляют человеческие черепа из захоронений, на которых были обнаружены прижизненные отверстия, с обработанными краями, т.н. раны.

Эти отверстия делались с большой осторожностью, долго и старательно. Вероятнее всего, в древности уже знали, как опасно и трудно делать такое отверстие, особенно при помощи несовершенных инструментов.

Во время раскопок Тлийского могильника эпохи бронзы в 1968 году в одном из погребений был обнаружен человеческий череп, на затылочной части которого лежала бронзовая бляшка округлой формы. На первый взгляд казалось, что это часть какого-то головного украшения, но… после препарации всего костяка и выемки артефактов выяснилось, что этой т.н. бляшкой было прикрыто отверстие (с обработанными краями!), причем гвоздеобразный выступ на внутренней, ближе к краю бляшки, стороне, был загнут вовнутрь и как бы скреплял бляшку с костью черепа.

Хотя… возникает очень много вопросов, даже в связи с тем, что после т.н. операции прилагалось много старания и умения, чтобы оградить поврежденную, не со смертельным исходом, поверхность от осложнений, пользуясь разными снадобьями и мазями, травами, разными растительными веществами и иными средствами. И если учитывать, что после таких операций индивиды продолжали жить – это весьма эффективно.

Интересно, что в XIX в. н. э. такая операция была еще невозможна, да и сегодня весьма рискована.

Любопытно, что сложнейшая операция по трепанации черепа и даже удаления его части до сих пор благополучно производится отсталыми племенами в африканской Кении, причем это искусство передается устно из поколения в поколение.

Можно привести пример из того же Тлийского могильника эпохи бронзы, где в одном из погребений был обнаружен человеческий костяк, берцовая кость которого еще при жизни подверглась хирургическому вмешательству. Так, на этой берцовой кости сделан остроугольный вырез (с обработанными краями), применена какая-то мазь (подлежит определению), рана была накрыта янтарными пластинками, а сверху все это было скреплено тонкой фольгой из электра в 1,5 оборота.

Интересно, что фармакологические свойства янтаря были определены в середине XIX века, а операция была проведена в эпоху бронзы (X-IX вв. до н.э.).

Большой интерес вызывают и находимые медицинские инструменты, применяемые для операции. Так, в Румынии в захоронении II века до н.э. найден инструмент с клинообразным острием, что не позволяло ему погрузиться в кость больше чем на несколько миллиметров и повредить нижележащую ткань.

Древние врачи использовали обсидиановые и бронзовые хирургические ножи, пилы, трепанаторы, сверла для сверления черепа. Удивление вызывает тот факт, что хирургические скальпели и другие операционные инструменты из обсидиана (обсидиан – это вулканическое стекло, обладающее мощной энергетикой) значительно острее, чем изготовленные из современных материалов. В Южной Осетии так же найдены орудия труда и оружие из обсидиана, которые могут быть датированы эпохой палеолита и бронзы (Квайса, Лаше-Балта, Тамарес, Курта (Куыртат), Тли, Монастер, Велура).

Сейчас уже проходят испытания обсидиановые скальпели, произведенные на современном оборудовании. Название произошло от греческого слова «опсис», означающее «видение», «зрелище», хотя есть и другое мнение, что название камню было присвоено в честь древнегреческого воина по имений Обсидий, который первым привез его из Эфиопии в Рим. Жители Закавказья называли его «обломки когтей сатаны». Геологи и химики называют обсидиан оксидом кремния. Самые ранние изделия из вулканического стекла – обсидиана, – топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, – известны уже во времена палеолита, а жители Эфиопии и североамериканские ацтеки использовали его для изготовления зеркал.

К сожалению, археологические раскопки не могут пока что открыть перечень лекарственных растений древности, т.к. они истлели без следа в течение многих тысячелетий, хотя в дошедших до нас скульптурных изображениях и памятниках письменности Индии и Китая, Ближнего Востока и Египта есть свидетельства о применении различных растений и мазей в лечебных целях. Такие же сведения имеются в памятниках санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской культур. Уже в древности широко использовались душистые масла, бальзамы и смолы.

Что интересно, в одном из погребений Бузалинского могильника (недалеко от современного кладбища) эпохи бронзы (Южная Осетия) была обнаружена смола ели (по-осетински – назы чъиу). И сегодня эта смола применяется для укрепления десен. Как ни странно, смола сохранила, правда, едва уловимый, запах, т.к. была в деревянной (уже истлевшей) или матерчатой коробочке!

Хорошо были известны целебные свойства подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений. Одна из заповедей древнебуддийской медицины гласит: «Если посмотреть вокруг взглядом врача, имеющего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств…».

Врачи Древней Индии считали, что большинство заболеваний происходит от порчи (соков организма), поэтому для лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства.

Осетинский язык выработал исконную медицинскую терминологию, причем осетины, в течение продолжительного времени имея тесные культурные и экономические контакты со многими народами Кавказа, обогатили свой словарный фонд заимствованными словами, в том числе терминами народной медицины. Так, повреждения в тканях тела от внешнего воздействия в народной медицине обозначается термином хъæд-гом – рана, язва – хъæд/хъæн – повреждение и гом – открытый. Как и другие болезни, рану также лечил лекарь, которого в народе называли хъæдгоммæгæс (хъæн – рана, гæс – кæсын – смотреть).

В осетинском языке в значении терминов хъæнтæмзилæг (ухаживающий за ранами), хъæн-тæдзæбæхгæнæг (лечащий раны) и хъæдгоммæгæс употребляли и употребляют термин хос-гæнæг – лекарь (хос – лекарство, гæнæг – делающий), являющийся как бы общим родовым названием для всех лекарей. Этим композитом обозначают не только лекаря, занимающегося лечением ран, но и того, который умеет лечить и другие заболевания.

При иммобилизации переломов костей осетинские лекари применяли приемы репозиции костных отломков, т. е. старались придать правильное соотношение отломков для последующего срастания костей. Это предотвращало деформацию кости при заживлении. Подобные операции делались под своеобразным «наркозам», т.е. при сильном опьянении «пациента» аракой двойной перегонки, по крепости равной почти спирту.

Еще в скифскую эпоху были известны знахари и лекари, которые впоследствии были в каждом селении горной Осетии под названием соответственно, знахарь (дæсны), лекарь (хосгæнæг). Они держали свое искусство целителей в секрете и передавали его по наследству от отца к сыну.

В категории хосгæнæг были и узкие специальности: специалист по переломам – састбæттæг; специалист по вывихам – стæграстгæнæг; специалист по лечению ран – хъæдгоммæгæсæг и т.д.

Тема, которую я постарался затронуть, очень интересная и предполагает дальнейшее серьезное изучение. У нас есть много фактов находок материалов, предназначение которых требуется изучить.

Надеемся, что изучение интереснейших вопросов, касающихся сферы древней медицины в ее сопоставлении с современной медициной, получит свое дальнейшее развитие.

Роберт ГАГЛОЙТИ, директор ГБУН ЮОНИИ им З.Н. Ванеева, заслуженный деятель науки РЮО