Подписная кампания на периодические издания в Южной Осетии идет не так активно, как хотелось бы, – сказала нашему корреспонденту Зоя Шавлохова, руководитель агентства «Югосетпечать» Комитета информации и печати.
Подписная кампания на первое полугодие 2024 г. продолжается. Впрочем, она и не прекращается круглогодично. Выписать интересующую газету или журнал можно на любой срок от одного месяца до года.
По данным «Югосетпечати», с января текущего года по сегодняшний день общественно-политические газеты «Южная Осетия» и «Хурзарин» набрали соответственно 1617 и 1088 подписчиков. Еженедельнику «Республика» отдали предпочтение 2469 человек, а литературный журнал «Фидиуаг» выписали 708 человек.
«Невысокие показатели говорят о тенденции к снижению тиражей, – с сожалением констатирует Шавлохова. – По сравнению с аналогичными периодами прошлых лет на некоторые издания подписка уменьшилась. Обидно, что осетиноязычные издания «Хурзарин» и «Фидиуаг» пользуются слабым спросом. Многие люди говорят, что плохо читают на родном языке. Это вызывает недоумение».
«Югосетпечать» рассылает письма с просьбой поддержать югоосетинскую периодику во все государственные организации и предприятия, однако не везде находит отклик.
«Хочу выразить благодарность Министерству внутренних дел, РОВД Цхинвальского района, а также Управлению лесного хозяйства, которые традиционно активно подписываются на республиканские издания», – благодарит Шавлохова.
ПОДДЕРЖИМ ПРЕССУ
Некоторые крупные ведомства, такие как МЧС, Министерство обороны практически ни одной газеты не выписали. Пассивность проявляют Цхинвальская и городская и районные администрации. Швейная фабрика «БТК-4» лишь в самом начале деятельности, когда ее возглавлял Казбек Кочиев, в большом количестве выписывала югоосетинские газеты, но сейчас крупнейшее предприятие республики почти прекратило подписку.
Руководитель агентства вспоминает, как в недавних прошлых работников бюджетной сферы в республике обязывали выписывать местные газеты. «Тиражи югоосетинских печатных изданий были намного выше. Такой подход относительно недавно практиковался и в Северной Осетии, во многих регионах России. Думаю, это правильно, – считает Шавлохова. – Сейчас никто никого не принуждает, люди выписывают газеты по желанию, но подписные данные снижаются, и такой факт не может не вызывать обеспокоенность».
В РЮО упали тиражи и на российскую прессу. Министерства и организации выписывают ведомственные издания. Среди населения, по словам Шавлоховой, обычно спросом пользуется ЗОЖ, в меньшей степени «Аргументы и факты», разные кроссворды.
«Однако и на российскую периодику спрос сильно упал за последние десять лет», – отметила глава «Югосетпечати».
УДОБНО И ДЕШЕВО
Низкая подписная цена на югоосетинскую печатную продукцию финансово не обременит подписчика и делает ее доступной для любого человека. Стоимость подписки на газеты «Южная Осетия» и «Хурзарин» не менялась очень давно. На полгода составляет всего 330 рублей, прежней остается цена и на «Фидиуаг» – 90 руб. Российские издания обходятся значительно дороже.
Для удобства читателей подписку на любимое издание можно оформить в организациях, куда передаются квитанции, в любом газетном киоске или у почтальонов, не выходя из дома.
Как сказала З. Шавлохова, есть граждане, которые выписывают интересующую газету на короткий срок – на 1-2 месяца. Обычно это те, кто не проживают на постоянной основе в республике, приезжает на некоторое время.
КТО ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ?
Возрастной контингент подписчиков – люди среднего и старшего поколения. Молодежь бумажному формату предпочитает электронную версию, интернет-ресурсы.
ОБОРУДОВАТЬ ДОМА ЯЩИКАМИ
Иногда поступают жалобы от читателей из районов республики на несвоевременную доставку прессы. Такие вопросы почтовая служба старается оперативно решать. Другая проблема – в большинстве цхинвальских многоэтажных домов после ремонта не осталось почтовых ящиков. Почтальонам трудно подниматься на верхние этажи. Да и не всегда абонента можно застать на месте, газету вкладывают в дверную щель или дверную ручку, но ее может забрать любой прохожий, а подписчик потом жалуется на отсутствие доставки. Это обстоятельство также негативно сказывается на подписке.
В советские годы при строительстве муниципальных домов предусматривалось оснащение лестничных пролетов почтовыми ящиками, обычно до второго этажа. Сейчас такая практика, похоже, не является обязательной. Новые многоэтажки в Цхинвале не оборудованы абонентскими ящиками для газет и писем. Но любой житель дома может сам установить почтовый ящик.
А. БАГАЕВ