Необходимо избавляться от «комплекса малого народа»

На этой неделе в медиа-центре «Ир» состоялся круглый стол на тему: «Актуальные вопросы развития РЮО: внешнеполитические аспекты». В дискуссии приняли участие председатель Парламента РЮО Станислав Кочиев, заместитель председателя Парламента Мира Цховребова, министр иностранных дел Давид Санакоев, председатели Парламентских комитетов Геннадий Кокоев и Вадим Цховребов, представители партий и общественных организаций, эксперты и др.

За круглым столом также были обсуждены вопросы нормализации российско-грузинских отношений и их возможное влияние на ситуацию вокруг Южной Осетии, различные аспекты внешней политики РЮО, а также перспективы развития на 2013 год.

Открывая дискуссию, президент медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева отметила важность российско-югоосетинских взаимоотношений, сказав, что одной из причин выбора темы круглого стола явились события, происходящие в последнее время вокруг Южной Осетии, прежде всего, широко освещаемые встречи представителей Грузии и России на разных уровнях. Последняя из них – визит группы грузинских экспертов в республики Северного Кавказа, в том числе в Северную Осетию. «Мы понимаем, что там, где существует официальная политика, всегда присутствует и теневая. И как она будет развиваться, никто не знает. В любом случае наша задача как граждан, как общественности, быть готовыми ко всему. Политологи, историки, эксперты периода с 1989-2008 гг. справедливо называют новым этапом в нашей истории. Идёт активное развитие российско-югоосетинских отношений, и иллюстрацией этого являются договорённости и соглашения, которые регулируют наши взаимоотношения.

Россия является гарантом безопасности не только нашей страны, но и всего региона. Россия и отношения с ней, несомненно, являются нашим первоочередным национальным интересом», – отметила Ирина Гаглоева.

Теме российско-грузинского сближения был посвящен обстоятельный доклад лидера партии «Фыдыбаста» Вячеслава Гобозова, который на круглом столе выступал в качестве политолога. По его словам, российско-грузинское сближение является одной из самых обсуждаемых тем на постсоветском пространстве. «Безусловно, «оттепель» в отношениях этих двух государств пока во многом носит весьма ограниченный характер, проявляется больше в риторике, в разговорах о перспективах и напоминает скорее зыбкую «декларацию о намерениях», чем мало-мальски определенный контур новой модели взаимоотношений обеих стран. Вместе с тем, это – неоспоримый факт и достаточно динамично развивающийся политический процесс. Данный процесс, по известным причинам, не может не вызывать пристального внимания в Республике Южная Осетия.

Теоретически отношение Цхинвала к грузино-российскому сближению можно разделить на две составляющие. Первая – это отношение к тому, что может пойти во вред национальным интересам РЮО, то есть то, что гипотетически может привести к «сдаче» Южной Осетии Россией. А вторая – налаживание экономических, культурных и прочих отношений между Россией и Грузией, идущее на пользу обеим сторонам, но не задевающее югоосетинских интересов. Однако на практике эти два аспекта, как справедливо замечает абхазский политолог В. Шария, слишком тесно переплетены, чтобы можно было верить, что они при развитии грузино-российских отношений будут существовать абсолютно независимо друг от друга. Более того, ни для кого не секрет, что лидеры «Грузинской мечты» – также, как и предыдущие правители этой страны – склонны улучшение отношений с Россией напрямую увязывать с возвращением Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Об этом открыто говорят как грузинские официальные лица, так и общественные деятели, представители интеллигенции, политологи и журналисты», – отметил Вячеслав Гобозов.

Он перечислил звучащие за последнее время заявления представителей «Грузинской мечты», а также лагеря либералов-западни-ков в самой России, которые наперебой предлагают самые экзотические варианты возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии.

«Вполне очевидно, что увеличение разного рода публикаций, в которых различные аналитики обосновывают мысль об отзыве признания, отнюдь не случайность. Очень похоже на то, что началась целенаправленная кампания, чтобы посеять недоверие между Россией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией – с другой. На это направлены акции в рамках так называемой народной дипломатии, типа встреч осетинских маргиналов с экзархом Грузии или партизанских рейдов грузинских экспертов. Естественно, никакого влияния на вектор, выбранный Южной Осетией, они не оказывают и не окажут», – уверен политолог.

Нет никаких мало-мальски серьезных оснований утверждать, что российско-грузинское сближение может привести к отзыву Россией своего признания де-юре Абхазии и Южной Осетии. Все известные факты свидетельствуют о том, что решение России о признании Южной Осетии и Абхазии является окончательным и бесповоротным. Спекуляции на тему «отзыва признания» не стоят и ломаного гроша хотя бы потому, что в таком случае репутационные потери России, как великой державы, будут настолько колоссальны, что их не компенсируешь никакими, самыми идеальными отношениями с Грузией. Недаром о том, что отзыв признания невозможен ни при каких условиях, Москвой неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, в том числе Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Последний пример в этом ряду – недавнее выступление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.

Позиция России по вопросу взаимоотношений с Южной Осетией и Абхазией предельно четко отражена и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», где в числе российских приоритетов остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению», – подчеркнул Вячеслав Гобозов.

Вместе с тем, по словам выступающего, Южной Осетии не следует почивать на лаврах, а предпринимать активные действия, противопоставив «гуманитарному наступлению» Грузии свои контрдействия.

Вице-спикер Парламента Мира Цховребова, объясняя реакцию югоосетинского общества на российско-грузинские встречи, отметила, что в его основе лежит «комплекс малого народа», вызванный физическим и культурным геноцидом осетин, который не ослабил волю народа к независимости от Грузии, но вместе с тем породил комплекс малого народа – разменной монеты в игре чужих интересов. «От этого комплекса, как видно, нас не избавила радикальная хирургия 26-го августа. Откуда, иначе, такой настороженный интерес к новому этапу российско-грузинских отношений?

Явив героическую приверженность своей национальной независимости, получив признание самого крупного и могущественного государства в мире, мы, парадоксальнейшим образом, теряем равновесие и прогнозируем апокалипсис при любом провокационном упоминании нашего государственного статуса или очередном зигзаге российско-грузинских отношений. Этот комплекс есть, и его не врачуют ни Указ Президента России, ни ратифицированные и действующие договоренности между Россией и Южной Осетией, ни официальные признания других государств. Он все еще жив, питаясь нашими неизжитыми пока страданиями и опасениями. И это то, от чего нам необходимо избавиться прежде всего», – подчеркнула Мира Цховребова.

Как отметила вице-спикер Парламента, заигрывая с Россией, Грузия не отступила ни от одной из своих позиций и не отступит, пока этого не позволит ее заокеанский патрон, который, судя по всему, будет и дальше использовать Грузию в качестве закавказского катализатора своей разрушительной политики. «Недавно правительство Грузии, в знак отхода от политики радикализма, внесло в парламент смягчающие поправки к закону 2008 года «Об оккупированных территориях». Отметим – не отменила закон, не отказалась от термина «оккупированные территории», но всего лишь изменила санкции в   отношении лиц, посещающих Южную Осетию и Абхазию. Давно пора и нашему внешнеполитическому ведомству и Парламенту поставить вопрос об оккупированных Грузией территориях Южной Осетии», – сказала Мира Цховребова, перечислив отторгнутые после 1922 года от Южной Осетии земли, в частности Казбегский район, Трусовское и Гудское ущелья, другие прилегающие к РЮО территории в Горийском, Каспском и других районах.

«Сегодня необходимо в полный голос, используя международные трибуны, поднять вопрос о возврате исторических территорий Южной Осетии и о возмещении морального и материального ущерба, причиненного Южной Осетии оккупацией ее земель с 1922 года. Пусть пока наши требования прозвучат как политическая риторика, в будущем, с продвижением международного признания РЮО, ситуация может измениться в корне, если Грузия не скорректирует свою политику в отношении Южной Осетии, чтобы в кои веки приобрести, наконец, достоинство дружественного соседа», – заявила вице-спикер.

Необходимость в активизации внешней политики республики, причем не только со стороны государственных органов, но и общественных организаций и партий, отмечали практически все выступающие.

Высказывались идеи о налаживании более тесного взаимодействия Южной Осетии с кавказскими республиками, осетинскими общинами, диаспорами ближнего и дальнего зарубежья, Абхазией и Приднестровьем, активизации   работы в информационном пространстве и по молодежной линии, а также сотрудничества с экспертными сообществами России и других стран. В качестве примера был приведен период до войны 2008 года, когда республика небезуспешно занималась этими направлениями.

В ходе обсуждения была очерчена взаимосвязь внутренней ситуации в республике и ее внешнеполитических перспектив. «Мы прилагаем все усилия для того, чтобы позиции нашего государства становились крепче. В этом вопросе очень важна концепция внешней политики республики. Но многое зависит от того, какой «продукт» сможет презентовать Южная Осетия на внешней арене», – сказал глава МИД Давид Санакоев.

О необходимости, в первую очередь решать внутренние проблемы, говорили в своих выступлениях председатель Парламента Станислав Кочиев, депутат Геннадий Кокоев и др.

Была также отмечена необходимость сохранения югоосетинской армии как необходимого атрибута государственности и немаловажного фактора обеспечения ее безопасности.

Юрий ВАЗАГОВ