Южная Осетия на современном этапе своего развития сталкивается с целым комплексом разнообразных и важных задач, решение которых нельзя откладывать в «долгий ящик», но в то же время инструментарий, имеющийся в наличии у нашей Республики, достаточно ограничен. Одной из таких задач является продвижение позиций Южной Осетии в информационном и культурном пространстве других государств, создание привлекательного имиджа нашего государства и, как следствие, благоприятного общественного мнения.
Крупные государства в этом плане располагают несомненным преимуществом, используя достаточно широкий набор методов и средств для решения этой задачи. Однако в силу специфики обсуждаемой темы положение так называемых малых стран отнюдь не безнадежно, ведь зачастую степень «узнаваемости» того или иного народа и страны в мировом информационном пространстве напрямую не связано с численностью и оснащенностью вооруженных сил и другими показателями. Есть другого рода критерии, способные не в меньшей степени производить впечатление на широкие круги общественности разных стран, становясь запоминаемыми образами того или иного народа, не обладающего ярко выраженными преимуществами. За примерами ходить далеко не надо. При слове, скажем, «Ирландия» многим чаще всего на ум приходят ирландские танцы и танцевальное шоу «Риверданс», джига и др. Шотландия сразу же навевает воспоминания о волынке и шотландском виски. Греция ассоциируется с историческими памятниками, маня возможностью соприкоснуться с тайнами древнего мира. Список можно продолжать до бесконечности. Суть в том, что привлекательный образ той или иной страны в нашем восприятии чаще всего формируется именно такими культурными брендами.
К сожалению, в Южной Осетии за прошедшие 20 с лишним лет независимости не вполне овладели методами формирования и продвижения национальных культурных брендов.
Между тем, создание национальных, в том числе культурных брендов – это не дань модным тенденциям.
Именно опора на самобытные культурные ценности позволяет консолидировать общество и мотивировать его членов на осуществление масштабных проектов, позволяющих занять свое место в глобальном мире. В 21 веке культивировать собственные культурные ценности только внутри своего государства, отгородившись от остального мира, занятие во многом бесперспективное. Средства связи, новейшие информационно-коммуникационные технологии давно превратили мир в одну большую деревню, где всё обо всех известно, и где преуспевает тот, кто громче заявляет о себе. В настоящее время ведущую роль играют те культуры и те страны, которые активно используют существующие возможности распространения своих культурных ценностей, демонстрируют их миру, заявляя об их значимости. В этих условиях чрезвычайно важно позиционировать осетинскую культуру как уникальный бренд,
Понятие «культурный бренд» как явление, отражающее культурную, социальную, национальную идентичность, наиболее соответствует современной экономической системе, включая в себя историко-культурные объекты и события, памятники культуры, культурные явления, инфраструктура, музеи, библиотеки, и т.д.
К примеру, к числу российских культурных брендов можно отнести русскую классическую литературу, поэзию и балет, живопись и др.
В случае с Южной Осетией подобные вопросы далеки от разработки, хотя к числу перспективных национальных культурных брендов можно, без сомнения, отнести осетинские национальные танцы. Как показывает практика, даже без серьезных вложений в их развитие и информационное продвижение, югоосетинские хореографические коллективы с успехом выступают за пределами Южной Осетии, срывая заслуженные аплодисменты зрителей и завоевывая новых поклонников осетинской национальной хореографии. Последнее тому подтверждение – успешные гастроли государственного ансамбля «Симд» в Никарагуа, Северной Осетии, Чечне и др.
Среди прочих танцев народов Кавказа, осетинские танцы выделяются пластичной красотой и легкой ненавязчивой грацией. Они ярко показывают наиболее характерные черты ментальности, те качества, которые ценились в обществе. Суровая сдержанность, рыцарское благородство, ловкость и сила мужчин, скромность и величавая грациозность женщин, все это в полной мере нашло свое отражение в национальной хореографии. Неизгладимое впечатление на современников производил знаменитый двухъярусный «Симд Нартов», в котором могли принимать участие до нескольких сот человек.
Национальный танец, по мнению культурологов, без преувеличения является одной из главных составляющих идентичности этноса, выражением народного духа.
Сказанное в полной мере относится к национальной хореографии осетин, в жизни которых испокон веков танец занимал особое место. В тогдашнем осетинском обществе считалось немыслимым, если юноша или девушка не умели танцевать. О значении танца в быту предков осетин свидетельствует и эпическое наследие осетинского народа. Достаточно вспомнить Нартские сказания, которые справедливо считают концентрированным выражением, квинтэссенцией национального духа. В них воспроизводятся красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками.
На сегодняшний день хореографическое искусство по праву считается культурологами одним из ярчайших проявлений национального творчества и культуры осетин. Свой неоценимый вклад в это внесли ансамбли и творческие коллективы обеих частей Осетии.
Главным фактором при оценке состояния национальной хореографии и перспектив ее продвижения за пределами Южной Осетии является государственный ансамбль «Симд». Он по праву считается достоянием нации и одним из главных форпостов культуры Южной Осетии наряду с госдрамтеатром.
Последние 20 лет были для ансамбля весьма непростыми, часто ассоциирующимися с такими словами как упадок и регресс, но, тем не менее, память о выдающемся прошлом «Симда» всегда служила мощным мотивом для коллектива, побуждающим искать пути выхода из ситуации. Сегодня «Симд» – это большой творческий коллектив, стремящийся к вершинам искусства.
Артистам ансамбля удается передавать красоту осетинских обычаев, их утонченность и одновременно величественность, искрометную энергию джигитов и грациозность девичьих танцев.
Есть также одно обстоятельство, которое является мощным стимулом для коллектива «Симда», помогающим достигать новых вершин, но одновременно накладывающим на артистов своего рода моральные обязательства – это постоянное внимание со стороны общественности, неподдельно переживающей за судьбу ансамбля и его состояние. Именно этим объясняются радикально полярные оценки, зачастую звучащие со всех сторон.
Сегодня директором и художественным руководителем госансамбля «Симд» является заслуженный деятель искусства Ростик Гаглоев, который в беседе с нами обозначил основные проблемы, препятствующие развитию этого творческого коллектива, а также те перспективы, которые вырисовываются на сегодняшний день. По его словам, одной из главных задач является формирование сплоченного творческого коллектива, способного выполнять те задачи, которые стоят перед госансамблем. В частности, как он отмечает, одной из таких задач являются регулярные – примерно раз в месяц – концерты для югоосетинского зрителя. Рекламный материал имеется в достаточном количестве.
Директор и худрук «Симда» также доволен помощью со стороны властей. «Весомая помощь нашему коллективу была оказана Правительством Республики. Хочу отметить, что на поддержание и развитие культурной сферы Министерством культуры ежегодно выделяются достаточные финансовые средства, в текущем году нам было выделено 600 тыс. руб., на которые мы приобрели различные предметы сценического гардероба для наших артистов. Кроме того, поскольку кровля здания, в котором мы располагаемся, местами протекала, я обратился с просьбой к Президенту и Правительству Республики об устранении этой проблемы.
Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить наше руководство за оперативное реагирование, за поддержку национального искусства. Отдельную благодарность руководителям нашей Республики хочу сказать за проявленную чуткость к солистам нашего ансамбля, получившим профессиональные травмы за многие годы работы в ансамбле, которым требовалась срочная медицинская помощь за пределы Республики», – говорит Ростик Гаглоев.
Помимо этого, руководство и коллектив ансамбля ведут работу по расширению сценического репертуара, в частности, молодой талантливый балетмейстер Георгий Келехсаев работает над постановкой нового танца «Осетинский перепляс» для мужской половины ансамбля.
После последних успешных гастролей по Северному Кавказу коллектив готовит концертную программу для новых гастролей – в начале декабря планируется поездка в г. Ростов.
«Рамки нашей рабочей программы географически предусматривали более широкие горизонты, но в силу объективных причин были сокращены. Тем не менее, мы с большим успехом выступили на сцене Осетинского театра во Владикавказе, в районах Северной Осетии. Очень тепло наш коллектив приняли в Чечне, где мы вместе с государственным ансамблем республики, известным коллективом «Вайнах» дали большой совместный концерт. Восторженный зритель встречал нас бурными аплодисментами, со словами искренней благодарности. Мы намерены и дальше проводить динамичную гастрольную политику, представляя общественности других республик осетинскую национальную культуру.
Пока не все отработано, как хотелось бы, но стремимся к совершенству, делаем все, что в наших силах. Выезжать, давать концерты, выступать перед публикой нужно обязательно, необходимо совершенствовать программу, свое мастерство, иначе не будет движения вперед, успеха и развития», – считает Ростик Гаглоев.
Руководитель ансамбля «Симд» уверен, что коллективу под силу достичь былых высот, когда творческий коллектив был на вершине своего мастерства. И речь не только о «Симде», Ростик Гаглоев прогнозирует дальнейшее развитие национальной хореографии на фоне продолжающегося всплеска интереса к осетинским танцам со стороны молодежи. «Думаю, будет новый расцвет, все идет к этому. У нас много детских хореографических ансамблей, в наши дни очень много говорится о национальном самосознании, дети, которые сейчас в 7-8 классах, подрастут и многие из них свою судьбу свяжут с национальным танцем. Может быть, через несколько лет к нам в двери будут ломиться», – говорит Ростик Гаглоев.
Подобные прогнозы внушают надежду, что мечты о продвижении национальных культурных брендов являются не такими уж несбыточными и недалек тот час, когда «Симд» и другие хореографические коллективы Южной Осетии станут настоящей визитной карточкой Республики не только в ближайших республиках, но и в дальнем зарубежье. И что поездка ансамбля в далекое Никарагуа будет не одиночным явлением, а станет обыденным явлением, формирующим позитивный образ республики в глазах общественности других стран.
А. ГЕРГАУЛОВА