Пресс-конференция, посвященная дню распространения информации об аутизме, прошла в мультимедийном пресс-центре Sputnik Южная Осетия.
Спикерами выступили уполномоченный по правам ребенка Татьяна Цховребова, логопед-дефектолог Александр Крысов и российский специалист по адаптивному плаванию для лиц с отклонениями здоровья Дмитрий Кузнецов.
Александр Крысов рассказал о детях с особенностями развития, о выявлении заболевания на начальном этапе. Особенности у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), как правило, одинаковые. В основном это уход от социальных контактов, общения. Первичную диагностику рисков РАС можно делать с 16 месяцев от рождения.
«В работе с особенными детьми ранняя диагностика очень важна. Благодаря этому можно быстрее помочь ребенку социализироваться», – отметил логопед-дефектолог.
Согласно последней диспансеризации детского населения Южной Осетии на психиатрическом учете состоит 450 детей, в том числе дети с РАС. Об этом на пресс-конференции сообщил логопед-дефектолог Александр Крысов.
«Это очень большое количество детей. Республике на сегодняшний момент нужно думать о том, что необходимо больше специалистов, в том числе работающих в системе образования», – обозначил Александр Крысов.
Уполномоченный по правам ребенка Татьяна Цховребова рассказала о специальных образовательных программах при работе с детьми, страдающими РАС.
«В республике проводятся определенные мероприятия для таких детей, но хотелось бы, чтобы инклюзия у нас больше развивалась», – сказала она.
«Работа очень важна в тандеме, и это не только специалист – ребенок, но и родитель – ребенок. Наша задача в том, чтобы ребенок мог себя обслуживать в быту. На занятиях для детишек с тяжелым ходом социализации, я постоянно меняю партнеров, чтобы не вызывать привыкания», – говорил Дмитрий Кузнецов, российский специалист по адаптивному плаванию для лиц с отклонениями здоровья.
При Министерстве образования и науки создана психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). По согласованию от Министерства здравоохранения приглашаются специалисты узкого профиля.
«Цель комиссии – выявление детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы, социальной адаптации и в развитии. По результатам обследования ребенка на комиссии можно определить, по какому образовательному маршруту ему обучаться. Но мы столкнулись с определенными трудностями», – говорил Александр Крысов.
На сегодняшний день в республике имеются классы только для детей с нарушениями интеллекта с сопутствующими нарушениями.
«Если бы ситуация поменялась, мы бы открыли классы для детей с задержкой психического развития. Там та же образовательная программа, как и для всех детей, но в облегченном варианте», – отметил логопед-дефектолог.
На сегодняшний момент в республике семь классов детей с ограниченными возможностями, с нарушением интеллекта. Из них два класса для детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития, в каждом классе пять человек.
«Мы открыли бы еще пару таких классов. В остальных классах у нас тоже от четырех до шести детей», – сказал он.
Антонина САНАКОЕВА