Жизнь во всем своем многообразии ярко запечатлена в музыкальной культуре осетин. Их ярким воплощением являются фольклорные песни и музыкальные инструменты. Полагаясь на многочисленные исследования ученых-историков, археологов, музыковедов, мы располагаем весьма ценными знаниями об их возникновении и применении. Многие из них, например, пастушья свирель (уадындз), двухструнная, позже трехструнная скрипка (къисын фæндыр), двенадцатиструнная арфа (дуадæстынон фæндыр), музыкальные инструменты, на которых традиционно играют мужчины.
У народов Северного Кавказа, в том числе – у осетин, большой популярностью стала пользоваться гармоника (ирон кандзал фæндыр), по мнению некоторых исследователей заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты» (С.Кокиев). Здесь не обошлось без влияния и взаимопроникновения культур народов Северного Кавказа.
Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули (гуымсæг), трещотки (къарцгæнæн), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа (дыууадæстынон фæндыр) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона, оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой. В сказании «Как появился фæндыр» повествуется о том, как Сырдон, потерявший сыновей, сделал фæндыр. «Он взял кисть руки старшего сына и натянул на нее двенадцать звонких струн, а струны те были из жил, что несли кровь к сердцам его сыновей». Сырдон отдаст фæндыр нартам. «Взяли нарты из рук Сырдона фæндыр и сказали они друг другу: если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фæндыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас».
Вопреки всем жизненным трудностям, осетины умудрялись оставаться в быту гостеприимными и приветливыми. Для сопровождения хоровому пению и танцам в осетинской среде незаменимым стал дала-фæндыр, струнный щипковый инструмент.
Отрадно отметить, что молодые ребята из группы «Къона», исполняют осетинские песни так, как пели и играли наши предки в давние времена. Красивый, благородно-теплого звучания инструмент использовался в «Симде». В ансамбле песни и танца, организованном в 1938 году под руководством Б.Галаева, дала-фæндыры составляли основную группу сопровождения к хоровому пению и танцам. Б. Галаев описал дала-фæндыр подробно в книге «Осетинские народные песни». По эскизам и детальному описанию Б. Галаева были реконструированы и изготовлены целый ряд народных инструментов, в том числе дала-фæндыр. Из реконструированных дала-фæндыров создано семейство шести разновидностей: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. «Играют на фæндыре сидя, держа инструмент как балалайку или домру. Извлекают звук перебором, «бряцанием» и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами» (Борис Галаев).
Благодаря деревянному основанию продолговатой формы дала-фæндыр обладает красивым тембром, который превосходно справляется с функциями аккомпанирующего инструмента.
Къæрцгæнæн – самозвучащий ударный музыкальный инструмент. Применяется в качестве ритмизующего инструмента, восходит к роду трещоток, кастаньет и т.д. «Состоит из свободно скрепленных ремешком трех и девяти прямоугольных деревянных дощечек (размером 50х90 мм и 110х140 мм) и рукоятки. При их встряхивании возникает сухой щелкающий звук, меняющийся в зависимости от движения руки. Используется для ритмического сопровождения танцев (обычно одновременно с хлопками в ладоши)», – так описывается этот инструмент в музыкальном энциклопедическом словаре. В литературе встречается упоминание о къæрцгæнæн в качестве шумового или звукового фона во время празднеств (дзуарыбонтæ). Очевидно, ударами трещотки отпугивались злые духи. В то же время под организованный ритм къæрцгæнæн собирались на хъазт плясуны и танцоры, для того, чтобы широко и душевно отпраздновать тот или иной праздник.
Замечательные танцевальные коллективы нашей республики имеют в своем ритм-арсенале этот превосходный архаичный инструмент. Громкий ударный звук которого организует, подтягивает, зовет в общий ритм любимых в народе зажигательных танцев.
Современная музыкальная индустрия предлагает огромное количество различных музыкальных инструментов. Отрадно то, что исконно музыкальный инструментарий осетин шаг за шагом отвоевывает свое «место под солнцем». Прошедший на прошлой неделе концерт ансамбля «Къона» является ярким тому подтверждением.
Таким образом, национальные музыкальные инструменты дают нам возможность более точно судить о том, как жили наши предки. И может быть все вернуться «на круги своя». Ведь есть в Осетии энтузиасты – «молодые люди – преемники древней музыкальной традиции, которая уходит корнями в скифо-сарматскую культуру».
Тамара КОТОЛОВА