Мира и согласия нашему дому!

Долгое время Ленингорская зона одноименного района РЮО оставалась без постоянного присутствия Аланской епархии. Районный центр поселок Ленингор и окрестные села более двух десятков лет находились вне юрисдикции властей Республики и в фактической оккупации грузинскими военными и полицейскими силами. После августа 2008 года контроль над этой частью Ленингорского района был восстановлен. Практически во всех сферах политической и общественной жизни регион оказался в общереспубликанском пространстве, помимо религиозной жизни. Причины на это были: до недавнего времени сюда было трудно добираться, кроме того здесь отсутствуют действующие храмы Аланской епархии.

Сегодня в поселок ведет современное шоссе, а в ближайшее время здесь закончится строительство новой церкви Рождества Богородицы. На окраине поселка Ленингор возводится красивый храм, строительство которого идет на средства выходцев из Осетии Ахсара Ванеева и Джамболата Каркусова. Поэтому есть уверенность, что в районном центре будет постоянное присутствие аланского духовенства. Это очень важно, если учесть непростую ситуацию в церковной жизни этого важного региона страны.

Ведь и сегодня еще в нескольких храмах Ленингорского района Южной Осетии до сих пор проводят службы священнослужители, которые подчиняются Грузинской православной церкви (ГПЦ). В селе Икота расположен женский монастырь с настоятельницей игуменьей Соломеей. В населенном пункте Ларгвис, в десяти километрах от райцентра, расположен еще один православный храм c настоятелем храма священником Исая. Третий храм расположен в селе Циркол, здесь службы проводит отец Теодор. В самом районном центре Ленингор расположен храм Успения Пресвятой Богородицы, где службы проводит отец Антон. Подчиняясь Грузинской православной церкви, местные священнослужители во время церковных служб не преминут напомнить прихожанам, что им «приходится служить Всевышнему Господу в условиях российской оккупации». Неудивительно, что руководство ГПЦ священнослужителей ленингорских храмов считает сподвижниками, которые «окормляют паству во враждебном окружении».

В Аланской епархии (АЕ) знают о деятельности представителей Грузинской православной церкви в Ленингорской зоне. Как ревнители единой веры, АЕ были предприняты попытки наладить и человеческое общение с священнослужителями ГПЦ. Но безрезультатно. При этом представители югоосетинской церковной власти не имеют ни права, ни желания регулировать вопросы, связанные с пребыванием грузинских священнослужителей в Ленингорской зоне и с правомочностью владения ими храмами на территории РЮО. «Государство оказывает содействие в возвращении Православной церкви Южной Осетии церковных строений…», – определено отдельным пунктом Соглашения (Конкордатом) между Республикой Южная Осетия и Аланской православной епархией. Однако вопрос о передаче храмов Ленингорского района АЕ пока не решен. Понятно, что причина этого отнюдь не в отсутствии у руководства страны твердой воли. В настоящее время административные меры могут вызвать новый виток противостояния на международном информационном поле и привести к нежелательным репутационным потерям для Республики.

Государство, тем не менее, имеет в вопросе присутствия священнослужителей ГПЦ определенную позицию, высказанную ранее в СМИ уполномоченным Президента РЮО по вопросам религии Соней Хубаевой. « Мы, естественно, считаем недопустимым, когда на территории независимой Республики проводят службы представители Грузинской православной церкви, которая не зарегистрирована в Министерстве юстиции», – отметила С. Хубаева. По ее словам, по вопросу присутствия священников ГПЦ в Ленингорском районе не раз проводились специальные заседания, где выносилось как единственный вариант решения – предложить священникам ГПЦ зарегистрироваться в Минюсте и перейти под юрисдикцию Аланской епархии, либо мирно покинуть территорию Южной Осетии.

Впрочем, нас сегодня беспокоит не столько пребывание в РЮО адептов Грузинской православной церкви, сколько межконфессиональная ситуация в стране. В последнее время в Осетии нарастают противоречия между официальным православием и представителями традиционных верований. В Северной Осетии несколько организаций «традиционалистов» уже имеют государственную регистрацию и выступают с жестких позиций в деле институализации народных верований. В Южной Осетии общественное движение по восстановлению традиционных верований пока не оформлено юридически, при том, что в Конституции РЮО традиционные верования имеют с православием равный статус.

К сожалению, порой противоречия, имевшие раньше формальный характер, претворяются в конкретные действия. Как негативный пример, инцидент, произошедший в Куртатинском ущелье РСО-А. Здесь из святилища «Мад Майрамы дзуар» неизвестные выкинули иконы. Конфликт, возникший между сторонниками разных версий возникновения и принадлежности этого храма, до сих пор не решен. Есть мнение краеведов, что история святилища берет начало в XI в., когда царица Тамара подарила аланам икону Божьей Матери и эта икона хранилась здесь более 600 лет, но впоследствии была утеряна при загадочных обстоятельствах. Представители Владикавказской Аланской епархии утверждают, что эта история признана прочной платформой для утверждения, что храм является православным.

С этой версией, в свою очередь, не согласны старейшины ущелья, которые рассказали, что от своих дедов знают это святилище «как святое место носителей осетинской веры», где произносились молитвы по древним осетинским традициям. Тот факт, что в святилище находилась православная икона, они считают недостаточным основанием для признания святого места церковным.

В Южной Осетии, к счастью, межрелигиозные противоречия в противоправные действия не вылились. Хотя и здесь непонимание проявляется все больше и больше и грозит выйти за рамки полемики в социальных сетях и СМИ. Представители югоосетинской Аланской епархии обвиняют сторонников традиционных верований в намеренном разделении народа и потворстве Западу в развале страны. Их оппоненты обвиняют АЕ в попытках не дать возродиться народной вере осетин, в захвате святилищ и тотальной христианизации.

Не удивимся, если в храмах АЕ «традиционалистов» вскоре предадут анафеме, а те в свою очередь начнут выносить иконы из святилищ, которые они считают традиционными. Нужно ли это югоосетинскому обществу, которому и так в последнее время навязывается внутриполитическая кризисная повестка?

Порой в разговоре с представителями АЕ чувствуется некоторая обида относительно недооцененности роли Аланской епархии, выражается беспокойство по поводу неформального давления на православную общину со стороны других религиозных течений. Мы все понимаем, что Аланская епархия является официальной церковью страны, этот статус закреплен и Соглашением между АЕ и государством, заключенном в 2004 году. Конечно же, можно ожидать большей помощи со стороны государства, но и здесь делается все возможное исходя из имеющихся скромных ресурсов. Сетование на трудности можно понять, но едва ли можно оправдать. Если уж во время гонений на церковь, когда христиан скармливали львам и распинали на крестах, церковь выстояла, то психологическое противостояние сегодняшнего дня тем более не должно пошатнуть решимость югоосетинских священнослужителей в пастырском служении. Так что в обществе ждут проявления более уверенной, спокойной и последовательной позиции руководства Аланской епархии.

К чему могут привести межконфессиональные противоречия, наглядно свидетельствует церковная ситуация в Абхазии, где в разрешение религиозного спора уже приходится вмешиваться светской власти. Здесь, в отличие от Осетии, нет антагонизма между представителями традиционных верований и православной церковью.

Противоречия нарастают в самом православии Абхазии, в обществе сложилась ситуация, когда оформился раскол между двумя группами православных священников. Это с одной стороны Священная митрополия Абхазии, которую возглавляет архимандрит Дорофей (Дбар), и группа молодых абхазских священников, с другой – те, кто поддерживает главу церковного совета Абхазской православной епархии о. Виссариона (Аплиаа). При этом раскол в церковной сфере неизбежно привел и к расколу в самом абхазском обществе.

В Южной Осетии существенных противоречий между сторонниками Русской православной церкви (РПЦ) и Аланской Епархии нет. В Республике на территории российских воинских подразделений построены храмы РПЦ, в Цхинвале заканчивается возведение храма русской православной церкви (настоятель о.Сергий), заложена основа для строительства церкви в центре Цхинвала.

Однако в среде общественности распространяется предубеждение в отношении расширения присутствия РПЦ в Республике. Это выразилось не только в отдельных публикациях в СМИ, но и в протестной акции по поводу установки креста на площадке строительства православной церкви в столице РЮО.

Конечно, вызывает сожаление позиция руководства РПЦ по поводу отнесения Южной Осетии к канонической территории Грузинской православной церкви. Но надо понимать, что это вызвано особенностями межцерковного общения двух церквей и никак не отражается на добром отношении того же патриарха Кирилла к народу и руководству юга Осетии. Эта позиция выражается не только помощью, которую РПЦ оказала стране после августа 2008 года, но постоянно озвучивалась во время встреч предстоятелей Русской православной церкви с руководством РЮО.

И главное. В нашем понимании Русская православная церковь это – Россия, и поэтому все негативные действия в отношении РПЦ, вольно или невольно, ведут к формированию негатива и в восприятии России. А это крайне нежелательно.

Сегодня межконфессиональная ситуация в стране пока не вызывает серьезных опасений. Однако, призывая к внутренней стабильности, нельзя ограничиваться достижением согласия только между политическими силами, не надо забывать и о согласии в религиозной сфере. И здесь ситуацию нельзя отпускать на самотек.

Информационно-аналитический отдел газеты «Южная Осетия»