Мир графики Ирбега Алборты

В выставочном зале Научной библиотеки Владикавказа проходит персональная выставка народного художника Южной Осетии Ирбега Алборты, приуроченной к 80-летию со дня его рождения. Особенностью экспозиции является то, что представлена книжная графика на основе «Сказаний о Нартах» и поэтического сборника Коста Хетагурова «Ирон фандыр». Ранее такая же выставка состоялась в Цхинвале, а год назад за серию этих графических работ Ирбег Алборты был удостоен Государственной премии им. К.Хетагурова. Планируется издание альбома графики этих двух хрестоматийных литературных памятников.

Куратором выставки является заслуженный деятель культуры РСО-Алания Зара Газданова, которая долгое время была директором Владикавказского художественного училища и возглавляла Министерство культуры РСО-А. Она же и открыла выставку. Зара Темирболатовна рассказала о творческом пути юбиляра, его достижениях, о вкладе, который он внес в национальное изобразительное искусство. Ирбег Алборты с начала творческого пути проявил себя как состоявшийся, самобытный мастер. Его дипломная работа была отмечена Государственной премией ГССР, что является событием небывалым.
«Я не являюсь художником или искусствоведом», – сказал председатель Союза журналистов РЮО Батрадз Харебов, – но дружу уже почти пять десятков лет с Ирбегом Багратовичем и полагаю, что этого срока вполне достаточно, чтобы лучше узнать друг друга. Поэтому вместо того, чтобы давать оценку творениям Мастера, ограничусь своими наблюдениями о его жизненной позиции, интересах, манере творить». Он отметил, что дружил и с другими осетинскими художниками разных поколений и видел, насколько у них разные подходы к своему призванию. Одни, как говорит Б. Харебов, – работали непрерывно, другие творили в режиме российских служащих с началом и концом рабочего дня с перерывами, выходными и отпусками. Но Ирбег Алборты отличается от других. Работал трудно и долго, на создание одного полотна у него уходили не недели и месяцы, а годы. Часами и днями ходил вокруг чистого холста, находясь в поиске, терзаемый сомнениями. Еще больше времени у него уходило на эскизы. А уже вроде готовое полотно подвергалось доработке, а то и полностью переписывалось. Большинство художников уверены в своей творческой правоте и к критике относятся болезненно. На этом фоне, уже признанный художник, Ирбег не считает зазорным обращаться за советом к своим коллегам по поводу композиции, образности, цвета».
«Поскольку время от одного полотна к другому затягивалось, каждое из них становилось событием в культурной жизни республики, будь то «Юность», «Старый мед», «Победители» или «Портрет Коста Хетагурова». Именно поэтому, являясь участником самых разных выставок, персональных выставок у него до недавнего времени не было. Данная выставка – третья, и все они почти полностью представлены графическими работами.
Советский период был вполне благополучным для всех творческих работников, это касается и художников. Проводились выставки, творческие вечера, была система государственной закупки, художники были обеспечены всем необходимым для работы, у них была возможность находиться в творческих командировках, – продолжает Б. Харебов. – Но все в корне изменилось с распадом СССР и агрессией Грузии против мирного населения Южной Осетии. Теперь было уже не до творчества, речь шла о выживании. Многие художники вступили в отряды самообороны, в том числе и Ирбег Алборты. Он сменил невесомую кисть на тяжелый пулемет Калашникова в легендарном отряде Гри Кочиева. И даже после ввода в Южную Осетию миротворческого контингента и наступления относительного мира Ирбег остался на военной службе. Долгие годы тяжелых военных условий, холод и сырость не прошли даром – появились разные хвори. Военную службу пришлось оставить».
Можно только представить, что значит отлучить творческую личность от главного предназначения своей жизни. Возвращение в мирную жизнь просто не проходит. Для Ирбега стоять перед мольбертом стало проблемой, но страстное желание творить заставило искать новые пути. Тогда и пришла мысль заняться книжной графикой. Как показало будущее, решение было весьма продуктивным, а результаты – более чем впечатлительными.
«Когда профессор Людвиг Чибиров начал работу над «Энциклопедией осетинской Нартиады» и привлек к этому проекту многих авторов, в том числе и меня, – говорит Батрадз Харебов, – я сразу предложил Ирбегу заняться иллюстрацией Нартов для энциклопедии. И хотя после Махарбега Туганова и Азанбега Джанаева, работы которых по этой тематике являются классическими, решиться на такое было рискованно, он решил попробовать. Цикл графических работ, иллюстрирующих Нартовский эпос, составили значительную часть экспозиции и производят сильное впечатление».
Таймураз Маргиев, председатель Союза художников Северной Осетии говорил о единстве творческих союзов двух Осетий. Ирбег Алборты является признанным мастером, на него равняются. Он блистательно проявил себя как живописец, а теперь предстал еще как уникальный график и скульптор. Его отличают глубокий профессионализм, эстетизм, композиционное совершенство. И вообще, он – достойнейшая личность, о чем свидетельствует весь его жизненный путь.
Готовясь к открытию выставки, Ирбег Алборты решил получить оценку профессионального искусствоведа. Выбор пал на заслуженного работника культуры РСО-Алания Людмилу Бязрову.
«Ирбег Алборты предстает как мастер со своим ярко индивидуальным, вне рамок известных традиционных графических систем, собственным, глубоко личным художественным миром. Техника рисунка графитным карандашом с особой интерпретацией всех известных произведений Коста, ранее проиллюстрированных несколькими поколениями художников, – от Махарбега Туганова, до Юрия Дзантиева. Трудно представить себе новую систему в технике карандашного рисунка таких сложных тем, как «Додой», «Кубады», «Тревога». Автору было необходимо прочитать тексты Коста и Нартов в контексте истории Осетии новейшего времени, когда обострились проблемы свободы личности, чести и достоинства человека.
Несомненно, серия рисунков Ирбега Алборты – важнейший вклад в программу посвящения нового поколения читателей Коста и нартов.
Директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти вспоминал время совместного обучения в Тбилиси. Осетинские студенты в грузинской столице жили своей общиной. Но даже здесь все признавали творческое мастерство Ирбега.
Экспозиция состоит из 47 графических работ и 2 скульптур. Выставка продлится месяц.

В.ДЖИОЕВА