/Мэтры журналистики – о новом в мире медиа

Мэтры журналистики – о новом в мире медиа

Во Владикавказе завершился Северо-Кавказский форум молодых журналистов «Алания Медиа-2018». В нем приняли участие представители Дагестана, Чечни, Ставропольского края, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной и Южной Осетий.

Организаторы форума основательно подошли к его проведению и для работы с участниками пригласили лучших специалистов в области медиа.
Образовательную часть форума открыл заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, основатель интернет издания «Частный корреспондент» Иван Засурский. Темой доклада стала «Ноосфера» — новое состояние биосферы, связанное с разумной деятельностью человека. В ходе беседы рассмотрены темы человеческого капитала, общества, знаний и инноваций. Иван Засурский отметил, для создания инновации не нужны определенные лабораторные условия, ведь инновации мы создаем каждый день сами того не осознавая. Проблема в том, что нужно знать, как их применять в практической деятельности.
Иван Засурский отметил, что столкнувшись с неспособностью госструктур создать проект, поддерживающий публикацию результатов научной деятельности в открытом доступе на открытых лицензиях, был создан национальный оператор по публикации дипломных и учебных работ «Научный корреспондент», в рамках которого осуществляется проведение самостоятельных конкурсов. Любой человек может опубликовать на данном сервисе научный труд. Первым пользователем нового сервиса стал Санкт-Петербургский государст-венный университет.
О радио говорила генеральный директор Фонда независимого радиовещания Наталья Власова. Каждый день слушателей радио становится меньше. Эта печальная тенденция привела к закрытию множества радиокомпаний, многие на грани закрытия. В современном мире люди слушают радио, находясь в машине, стоя в пробках или по пути на учебу, что весьма несправедливо, учитывая, какой богатый контент может предложить этот вид медиа. Во многом проблема радио определяется быстрым ростом числа пользователей интернета, где преобладает видео контент. Слуховое восприятие при этом уходит на второй план, за счет чего людям стало непривычно, да и неинтересно слушать радио. Помимо радиоканалов, которые предлагают нам разнообразные виды контента, есть большое количество подкастов, которые пользуются еще меньшей популярностью, чем радио. Подкастинг — распространение аудио через интернет. При помощи этой технологии люди создают своеобразные каналы, в которых с разной степенью регулярности выкладывают аудио-программы. Иногда это похоже на обычное разговорное радио, а иногда на настоящую документалистику. В некоторых странах, особенно англоговорящих, подкасты популярнее радио. Разные подкасты предлагают разные темы. Например подкаст «Ар-замас», его выпуски — это аудиолекции на гуманитарные темы: от религии Древнего Рима до современных танцев. Материалы готовят приглашенные ученые и редакторы проекта. «Ликвидация безграмотности» — подкаст от радио «Маяк». Ведущая, доктор филологических наук разбирает нюансы русского языка и культуры речи, часто на примере классических и современных произведений. «Дело случая» — в этом подкасте звучат социально важные темы. «Кому верить в историях о насилии?», «Почему мы не имеем права на частную жизнь?» и др. «Будет сделано!» — подкаст о продуктивности и секретах достижения успеха. Эпизоды выходят в формате интервью с предпринимателями, менеджерами и специалистами разных индустрий. «Брендятина» — ведущие шоу рассказывают слушателям истории брендов. От них вы можете услышать, с чего начинали свой путь известные компании, чего они достигли и к каким изменениям в обществе это привело.
Это далеко не весь список познавательных подкастов, которые могут послужить источником вашего саморазвития. Ведь это то же самое, что посещать лекции в университете, но при этом вы можете заниматься полезными делами, к примеру, уборкой или тренировками.
Помимо радио и подкастов было рассмотрено такое явление как «киберккоментаризм», суть которого состоит в зарабатывании денег путем комментирования компьютерных игр и всего киберспорта.

Молодым журналистам прочитал доклад медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по работе с независимыми местными и региональными СМИ Об-щероссийского Народного Фронта Юлия Загитова. Темой доклада стал фактчекинг и медиатренды 2018 года. С каждым годом тренд фактчекинга становится актуальнее, поскольку ежедневно в интернете появляются т. н. «вбросы» недостоверной информации, часто воспринимаемой как реальную. Особенно сильно это явление после крупных событий. Печальный пример с торговым центром «Зимняя вишня», вокруг которого крутилось множество фейковых новостей, было завышено число погибших, к погибшим причислялись живые и здоровые люди, которые позже в соцсетях опровергали недостоверную информацию о своей смерти. К сожалению, по статистике, большинство людей не проверяет информацию в интернете, более того, может разослать ее знакомым. Есть 5 основных способов проверки информации на правдивость: всегда ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников; спросите противоположную сторону; точность фактов важнее сенсации. Громкие заголовки часто оказываются недостоверными; используйте соцсети осторожно, лица не отвечают за сказанное в интернете, что приводит к появлению неверной информации. К тому же можно узнать данные о любой фотографии, поискав ее в Google.
А на сайте «Главред», где можно ознакомиться с информационным стилем, узнать его основные принципы и научиться распознавать стоп-слова.
На лекции Юлии Загитовой обсуждались вопросы заработка в интернете при помощи соцсетей как «Instagram», «VK», платформы «Яндекс Дзен», в которой можно создавать интересный контент и в зависимости от количества ваших слушателей, читателей, получать реальные деньги.
Настоящим открытием форума стал вице-президент Международной академии телевидения и радиовещания по региональному развитию, завкафедрой Интернета и радиожурналистики, профессор Академии медиаиндустрии Кипрас Мажейка, который говорил об информационных войнах и мастерстве интервьюера. На данный момент в интернете ведется Третья Мировая война и журналисты должны стараться не быть источниками дезинформации. Кипрас Мажейка рассказал о принципах правильного интервью, особенностях аккредитации, правах журналистов и о многом другом.
Игорь Гмыза, политический обозреватель «Радио России», ведущий ежедневного интерактивного ток-шоу «Особое мнение» выступил с докладом на тему техники публичных выступлений в медиасфере.
Оксана Александровна, директор РИЦ ТАСС города Пятигорск, выступила с докладом о сборе информации со всех сторон, работе с источниками и органами власти, рассказала о таком тренде как «Лонгрид» — формат подачи журналистских материалов в интернете. Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих.
Виталий Раднаев — руководитель международного информационного агентства и радио Sputnik Южная Осетия, выступил с докладом о стриминговых платформах.
Анна ТЕДЕЕВА