Мастер своего дела

По ул. Исака Харебова находится ателье, где известные в своем ремесле мастера обслуживают жителей не только Цхинвала, но и всей Республики. На фасаде красуется небольшая вывеска с перечнем предоставляемых услуг: заказать дубликаты ключей, починить обувь, зонты, а также отреставрировать музыкальные инструменты. Здесь работает скромный трудолюбивый Николай Хубаев. Но этим не ограничивается круг занятий Николая. Он также работает корреспондентом в республиканской газете «Хурзæрин» и очень увлечен музыкой. Для всего того, что делает Николай, находится свое время. И одно другому не мешает. Он с детства любил слушать радио, напевал или насвистывал любимые мелодии. Как-то сосед обратил на это внимание, что Николая даже удивило, ведь так могли все. Когда он понял, что у него неплохой слух, ему захотелось заниматься музыкой. К сожалению, не сразу получилось брать уроки музыки.

Тем временем он окончил Хетагуровскую среднюю школу. Затем отслужил в рядах Советской армии в Германии. В 1970 году поступил в Цхинвальский педагогический институт на осетино-иностранный факультет. Позднее Николай работал учителем, сначала в Тбетской школе, где преподавал иностранный язык, затем в течение ряда лет проводил уроки музыки.

Николая очень увлекали занятия музыкой. Несмотря на отсутствие специального образования, он на слух наигрывал знакомые мелодии. Конечно, не сразу, но все же он принимает решение серьезно заняться музыкальным образованием и поступает в заочный народный университет искусств при Министерстве культуры РСФСР. В 1979 году он окончил курс игры на аккордеоне по нотам. Спустя 10 лет, – в 1988 г. поступил на курсы хороведения. Занимался с охотой, несмотря на сложности, связанные с переездами. Занятий он не прекращал и, кроме аккордеона, пытался освоить балалайку, свирель, совсем недавно освоил губную гармошку, игра на которой требует немалых навыков и хорошего слуха. Тогда по правилам учебного процесса университета тех лет он принял участие в конкурсе аккордеонистов и баянистов. Способный и трудолюбивый Николай в исполнение конкурсной программы занял второе место. В конкурсной программе прозвучали «Симд» Булата Газданова и «Уральская плясовая».

Личное знакомство с Булатом Газдановым стало для него новым импульсом в занятиях музыкой. Несмотря на то, что он не стал именитым музыкантом, любовь к музыке всегда подпитывала его на протяжении всей жизни.

Увлеченный творчеством Булата Газданова, он в 1978 году написал статью о любимом композиторе и исполнителе. Затем по Военно-грузинской дороге отправился во Владикавказ, чтобы лично познакомиться с известным исполнителем. В то время оркестр народных инструментов проводил репетиции на радио. В здание, где располагался репетиционный зал, его не сразу впустили. Тогда он попросил, чтобы передали Булату Газданову, что к нему из Цхинвала приехал журналист, который о нем писал. Спустя некоторое время, к его удивлению, к нему подошел Булат и очень просто, словно знал Николая много лет, попросил его немного подождать. После репетиции, разговорившись, пригласил его к себе домой, где он жил с матерью. С тех пор каждый раз, когда Булат Газданов приезжает в Южную Осетию, он непременно становится гостем Николая, дружбой с которым он очень дорожит.

В нелегкие времена прошедших лет, чтобы обеспечить свою семью, Николай начал работать в сапожной мастерской. У него большая семья, с супругой Мери у них трое детей. Удивительно, но внутреннее стремление быть в курсе музыкальной жизни своего народа никогда его не покидало.

Ему было 44 года, когда он познакомился с одним из лучших певцов Осетии Акимом Джигкаевым, который мастерски аккомпанировал себе на хъисын фæндыре. Вся Осетия заслушивалась его великолепным исполнением. По прошествии многих лет дружбы Аким подарил Николаю два инструмента из своей коллекции. Понимая, насколько важно и необходимо сохранить для музыкальной культуры Осетии и этот старинный инструмент, он один из фæндыров отвез во Владикавказский национальный музей художественной культуры, где по сей день ему благодарны за этот дар. Многие архаичные инструменты народного фольклора осетин не востребованы, но хъисын фæндыр медленно возвращается в музыкальную культуру. Кстати, Николай всегда приходит на концерт группы «Къона», учится у Сослана Моуравова, который взял на себя нелегкий труд реставратора старинных музыкальных инструментов. По признанию Николая, в реставрационных работах на сегодняшний день ему помогает книга Феликса Алборова «Музыкальная культура осетин». В прежние годы, когда была возможность, он ездил в Тулу и Владикавказ на фабрику музыкальных инструментов, где набирался опыта по восстановлению и ремонту музыкальных инструментов. Сейчас в сапожной мастерской у него скопилось некоторое количество гармошек. Часть из них он использует в качестве запасного материала, а часть приводит в порядок. С некоторых пор Николай берет заказы на изготовление и реставрацию обуви для хореографических коллективов. Было бы неправильно сказать, что мысли Николая заняты только музыкой. Но определенно то, что она играет в его жизни большую роль. Опытный журналист, как говорят его коллеги, который пишет всегда на злободневные темы, скромный и обходительный товарищ, Николай всегда находит силы и время быть востребованным в своем ремесле. Не избалованный жизнью, он, тем не менее, удивительно тонко чувствует красоту музыкальной культуры. У Николая есть планы на будущее: издать новую книгу о селении Хетагурово, где он родился и живет по сей день.

Так, однажды в детстве напетые им мелодии открыли ему дорогу в творчество. Как потом оказалось, в течение всей жизни Николай будет открывать замок за замком в постижении такой непростой науки как музыкальная культура. Здесь Николай находит ответы на непростые вопросы, связанные с историей и прошлым своего народа.

Тамара КОТОЛОВА