Осетинский суд назывался «тæрхон». Он работал по правилам, установленным народным обычаем.
В некоторых случаях судебным органом становилось народное собрание. Ныхас разбирал действия против общины и нарушения общественной морали. Для расследования частных дел и преступлений служил посреднический суд.
Обычно и потерпевшие, и подсудимые выступали на суде вместе со своими родственниками. Состав суда определялся по обоюдному согласию двух сторон. Судьями выбирали мудрых и опытных знатоков юридических и моральных норм. Судьи обязательно были из уважаемых и сильных фамилий. Ведь судопроизводство – опасное занятие: несогласные с решением суда могли мстить судьям.
По древнему правилу, избирали от трех до девяти судей – в равном числе от трех колен гражданской общины. Как и на ныхасе, только решение, поддержанное представителями трех колен, признавалось законным. При этом последнее слово оставалось за членами суда, которые по рождению входили в колено жрецов и судей. Они могли утвердить или отменить подготовленное решение.
Первым в судебном заседании выступал истец, объясняя свою жалобу. Затем держал речь подсудимый или ответчик. После этого в судебные прения включались и родственники, присутствовавшие с обеих сторон. Суд уделял главное внимание самому факту преступления и его вещественным доказательствам. Например, в случае ранения проводили экспертизу с помощью народных врачей. Меньше значения придавали показаниям свидетелей. Выяснив обстоятельства дела, судьи старались помирить противников. Примирение считалось самой важной задачей посреднического суда. Если полюбовное соглашение было невозможно, судьи объявляли свое решение. Приговор всегда включал возмещение убытков и размер штрафа, а также два условия.
Первым условием была присяга. Ее назначали тому, кого судьи находили правым. Присягу приносили вместе с несколькими соприсяжниками из своей фамилии. Клятву давали в святилище или на могилах предков. Ложная клятва считалась у осетин страшным грехом. Поэтому отказ от клятвы был верным признаком виновности. Если, например, истец и его родня отказывались от присяги, то ответчик освобождался от наказания.
Вторым условием окончания судебного дела было примирительное угощение. Его устраивала семья виновного. Собравшись за одним столом, судебные противники вместе обращались к Богу и прекращали вражду.
Чтобы подтвердить невиновность обвиняемого, иногда назначалось судебное испытание огнем или водой. Суд оправдывал человека, который не сгорел, пройдя через огонь, или не утонул, когда его бросили в бурную реку. Известно и магическое испытание: подозреваемый должен был перешагнуть через горящие волчьи жилы. Осетины верили, что нечестный человек после этого тяжело заболеет.
По требованию родственников убитого суд мог назначить одному из них поединок с убийцей. Применяли два вида судебных поединков. В одном случае убийцу ставили под выстрел, а стрелок выбирался по жребию. Другой способ – дуэль на кинжалах, в которой противникам завязывали глаза.
Специальные места для судебных заседаний находились поблизости от святилищ. В каждом обществе имелись свои знатоки юридических правил. Таких людей приглашали и в другие общества. На всю Осетию славились мудростью и справедливостью судьи из Нарской гражданской общины в Туальском обществе. Но самым большим почетом пользовались судьи из Дагома. В селении Дагом Алагирского общества располагался Верховный суд Осетии. Туда приезжали из самых отдаленных ущелий, чтобы решить безнадежно запутанное дело или отменить несправедливый приговор. Даже чужестранцы обращались в Дагом, потеряв надежду добиться правого суда на родине.
В наше время, когда работают судебные органы, руководствующиеся законодательными актами и статьями уголовного, гражданского и других кодексов, необходимость в традиционном «тæр-хон» отпала. Тем не менее, очень часты случаи примирения конфликтующих сторон старейшинами рода или фамилии.
Подготовила О.ГАБАРАЕВА






















