Актуальные проблемы дефектологии в контексте развития системы образования Южной Осетии обсудили на пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре Комитета информации и печати с участием российских и югоосетинских специалистов.
На вопросы журналистов по затронутой тематике, в частности, ответили приглашенный специалист из России, дефектолог Александр Крысов, дефектолог Анна Цховребова и логопед Маргарита Качмазова.
Александр Крысов отметил, что с целью реализации системного подхода в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в республике планируется открыть Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. На данный момент во взаимодействии с правительством Южной Осетии и Министерством образования республики ведется проработка организационного аспекта создания новой структуры.
ДЕФИЦИТ КАДРОВ
Главным препятствием на пути решения проблем в указанной сфере – острая нехватка профессиональных кадров, обладающих достаточной квалификацией для работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями.
К примеру, на сегодняшний день в республике работают всего два учителя-дефектолога со специальным образованием. Один из них в Цхинвальской школе-интернат, второй – в группе компенсирующей направленности детского сада №1.
Кадровое обеспечение коррекционных классов, функционирующих на базе школы-интерната, также вызывает немало вопросов, учитывая нормативные параметры. В этих классах обучаются 37 учеников с особыми образовательными потребностями, а работает с ними только один учитель-дефектолог.
«Норматив составляет от 6 до 12 детей на одного специалиста, в зависимости от сложности случаев. В связи с этим приходится сокращать количество занятий для каждого ребенка, чтобы обеспечить доступ к помощи всем нуждающимся», – пояснил приглашенный специалист.
Точные данные о количестве детей в Южной Осетии, которым требуется специализированная помощь, отсутствуют по причине того, что многие проходят обследование и лечение за пределами республики.
«Недостаток специалистов ощущается остро. Кроме того, требуется пересмотреть и саму систему работы логопедов. Они должны заниматься коррекцией речи не только с детьми старших групп, готовя их к школе, но и с младшими воспитанниками», – уточнил Александр Крысов.
КУРСЫ В ЮОГУ
Для решения кадровой проблемы планируется открыть в Юго-Осетинском государственном университете курсы профессиональной переподготовки логопедов и дефектологов для школ и детских садов Южной Осетии.
Как сообщил российский специалист, по плану курсы должны стартовать в следующем году. Программа, разработанная Александ-ром Крысовым и еще одним приглашенным специалистом – логопедом Натальей Бессмертной, даст возможность педагогам получить дополнительную квалификацию «учитель-логопед» на базе ранее полученного педагогического образования.
Программа рассчитана на 1500 часов, что займет примерно полтора года. Курсы будут проводиться в вечернее время, по выходным и во время каникул, с учетом занятости слушателей.
ФАКТОРЫ РИСКА
Александр Крысов рассказал о факторах, оказывающих негативное влияние на внутриутробное развитие детей и вызывающих различные патологии.
«Это алкоголизм, наркомания родителей, различные патологии во время беременности, инфекционные болезни матери во время беременности, тяжелые роды. В случае с Южной Осетией отрицательную роль, конечно же, играют в том числе последствия 2008 года. Стресс и психологические проблемы родителей, у которых появились дети в тот период, оставляют определённый отпечаток даже по прошествии времени», – отметил российский специалист.
ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА
В условиях нехватки государственных ресурсов, направляемых на решение проблем детей с особыми образовательными потребностями, возрастает роль частной инициативы, как, например, в случае с центром «Путник и великан», открытом в Цхинвале. Как рассказала логопед Маргарита Качмазова, в этой частной мастерской занимаются около 70 детей, однако число желающих получить помощь значительно больше. Мастерская открыта на площадке городского Дома культуры, в ее работе задействованы один логопед, два тьютора и психолог.
«Ограниченные ресурсы позволяют принимать ограниченное количество детей одновременно, хотя спрос большой. Тем не менее. мы стараемся помочь нуждающимся в поддержке», – сказала Маргарита Качмазова.
За время работы центр показал хорошие результаты, во многом обусловленные регулярным профессиональным развитием сотрудников.
«Многие дети, преодолев трудности, интегрировались в обычные школы и сейчас проходят стандартную школьную программу. Наши занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, и мы рады успехам наших воспитанников», – отметила логопед.
Маргарита Качмазова рекомендовала родителям своевременно обращаться к специалистам, поскольку это значительно повышает шансы на успешную коррекцию проблем развития ребенка.
И. ТЕДЕЕВА