В творчестве композиторов Осетии особую популярность в годы Великой Отечественной войны приобрели жанры, развивавшие героико-романтические традиции осетинской песенной культуры. Наиболее известными произведениями, вызывающими интерес исполнительских коллективов, стали «Песня о генерале Иссе Плиеве», «Песня о Казбеке Карсанове» (муз. А. Аликова), «Песня о генерале Г. Хетагурове» (муз. Ф. Суанова), «Песня о генерале Х-У. Мамсурове», «Верны мы присяге», «Песнь гнева» (муз. А. Бериева), «С победой, горные орлы!» Е. Колесниченко, «Песня о Хаджимурзе Мильдзихове», «Песня о Вере Салбиевой» (Н. Пархоменко), «Песня о Илите Даурове» и др. Свою лепту вносили и музыканты, эвакуированные в Орджоникидзе из западных и центральных регионов страны. Украинский композитор К. Доминчен написал «Сюиту на осетинские темы» для симфонического оркестра, а москвич И. Белорусец – оркестровую увертюру «Оборона Владикавказа». Среди осетинских народных песен, сочиненных на тему битвы за Кавказ, есть и такие песни, как «Завещание солдата», «Песня о борьбе осетинской молодежи», «Песня о Сергее Коблове» и др. Эти произведения вошли в репертуар не только Государственного симфонического оркестра Киевской филармонии, временно находившегося во Владикавказе, но и двух новых музыкальных коллективов, созданных в Северной Осетии в 1944 г., – Симфонического оркестра и Ансамбля осетинских народных инструментов Радиокомита. Это люди, которые личным подвигом приблизили День Победы, чьи заслуги вписаны в сокровищницу осетинской музыкальной культуры.
МЕЛОДИЯ ВОЙНЫ АСЛАНА КОКОЙТЫ
Аслан Яковлевич Кокойты (1915 – 1990) – композитор и скрипач, учился в Тбилисской государственной консерватории. Работал артистом оркестра в театре им. Руставели, в Грузинском государственном симфоническом оркестре, в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили в Тбилиси (1934 – 1939). В 1945-1947 гг., был концертмейстером Государственного симфонического оркестра СОАССР, в 1946-1947 гг. заведовал музыкальной частью драмтеатра в Цхинвале и в 1948-1949 гг. – в Дзауджикау. Заслуженный деятель искусств Северной Осетии, член Союза композиторов СССР (1964).
Кокойти уходит на фронт защищать свою Родину.
Автор популярных песен прошел всю войну, дошел до Германии. Награжден пятью медалями. Яркий талант музыканта проявился во всех его сочинениях. Не одно поколение детей выросло на музыке прекрасного мелодиста и песенника. Композитор посвятил своим боевым друзьям немало произведений, в числе которых и первая его симфония.
С миниатюрой «Симдыфæз» он объехал всю страну. На разных концертных площадках и залах с Московским государственным оркестром под управлением Вероники Дударовой она вызывала восторг и восхищение.
По сей день пользуются широкой популярностью любимые в народе «Колыбельная», «Мое солнышко» и другие. Композитор награжден Орденом Отечественной войны II степени.
НОМЕР 4865
Заур Захарович Гаглоев родился в 1917 году в селении Кусчита Южной Осетии. Учился в начальной школе с Ванел. Талантливый самородок, Заур в 15 лет еще не знает нот, а в 21, будучи первокурсником Ленинградской консерватории, пишет Фортепианное трио, отмеченное Дмитрием Шостаковичем, как одно из лучших студенческих сочинений. Его имя высечено золотыми буквами на памятной доске Санкт-Петер-бургской консерватории среди имен композиторов и музыкантов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У него была бронь, но он ушел добровольцем на фронт в июле 1941 г. Был зачислен в 265-й отдельный пулеметно-артилле-рийский батальон. После краткосрочного обучения бойцы народного ополчения были отправлены на передовую линию фронта. В сентябре1941 года, защищая подступы Ленинграда, в одном дзоте, ведущем огонь по фашистам, сражались и погибли осетинский композитор Заур Гаглоев и его друзья-композиторы Вениамин Флейшман и Алексей Катакин (любимые ученики Дмитрия Шостаковича). О героической гибели Заура, погибшего в сентябре 1941 г., известно со слов участника боев А.Ф. Кузьмина: «Бессмертный подвиг совершил студент консерватории Заур Гаглоев. С гранатой он бросился навстречу танку, угрожавшему позициям другого дзота, уничтожил танк, но погиб сам…».
Дмитрий Шостакович в статье, опубликованной в 1975 году к 30-й годовщине Великой Победы, писал: «Наш святой долг – помнить и чтить имена композиторов, погибших в годы войны. И не только помнить, но исполнять, пропагандировать оставшуюся после них музыку. Я знал далеко не всех, но тех, с кем довелось мне общаться, хотел бы назвать, это — З. Гаглоев, А.Голованов, Б. Гольц, М.Душский, К. Макаров-Ракитин, Г. Меликян, В. Томилин, В. Трошин, В. Флейшман, Ф. Яруллин… Список дорогих нам имен велик, и я воздаю дань огромного уважения памяти каждого погибшего музыканта». В книге памяти блокадного Ленинграда Гаглоев числится под номером 4865.
Христофор Сосланович Плиев (1923 – 1995) – уроженец с. Верхний Рук, композитор, чья музыка наполнена лиризмом, теплом и драматизмом, прослужил в армии 7 лет. В сентябре 1941 года призван в Красную Армию. Офицер, старший лейтенант, политработник прошел через всю войну, сражался на Закавказском и Юго-Восточном фронтах, Венгрии, Болгарии, Югославии. Награжден за боевые заслуги медалями. Заслуженный деятель искусств, лауреат премии им. Коста Хетагурова, он вошел в историю осетинской музыки как автор первой осетинской одноактной оперы «Коста» на русском языке, первой лирической оперетты «Весенняя песня», музыкальных комедий, первых осетинских эстрадных песен и т.д. Музыкальные комедии и оперетты Х. Плиева с успехом шли на сценах театров многих российских городов. Незаурядный мелодический дар композитора раскрылся в эстрадных песнях, среди которых ставшие популярными «Маленький джигит», «Песня горца», «Зали».
Христофор Плиев долгое время возглавлял Правление Союза композиторов Северной Осетии. В 1958 году принят в Союз композиторов СССР, а с 1973 года был секретарём правления Союза композиторов РСФСР. Награжден орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд», орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
Подготовила Жанна ЦХОВРЕБОВА
По монографии
«История создания великих песен войны и Победы»