Югоосетинским дорожникам есть чем гордиться. За последнее десятилетие в республике проделана большая работа по модернизации транспортной инфраструктуры. Обновленные городские и межрайонные дороги позволили обеспечить комфортное и безопасное передвижение транспорта.
Основная часть мероприятий реализована в рамках финансируемых Россией Инвестиционных программ содействия социально-экономическому развитию РЮО.
В канун профессионального праздника работников дорожного хозяйства, наша газета информирует о ключевых достижениях отрасли.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДА
Столичные магистрали много лет находились в аварийном состоянии, теперь у них совсем другой вид. Поэтапная реконструкция улично-дорожной сети повысила качество городской жизни. С 2012 года в Цхинвале благоустроено свыше 100 улиц вместе с переулками и тупиками.
В настоящее время в городе ремонтируется еще девять улиц (Железнодорожная с тупиком, Чернышевского, Галаева, Дзугаева, переулок Буша, Розы Кочисовой, Ванатская, Шаумяна, Маяковского). На ряде участков работы вышли на финальную стадию: осталось уложить асфальтобетон на проезжей части и брусчатку на тротуарах. На некоторых улицах процесс отстает от графика, это объясняется рядом причин. Впрочем, дорожники обещают приложить все усилия и завершить мероприятие в установленные сроки – к концу года. Многое будет зависеть от погодных условий.
Генеральным подрядчиком благоустройства городских дорог много лет выступает РГУП «Юг-ОсетСтройИнвест» (бывш. «Дорэкспострой»). Предприятие является структурным подразделением Комитета по строитель-ству и эксплуатации автомобильных дорог (Комавтодор).
КОМФОРТНЫЕ ГОРНЫЕ ДОРОГИ
Остались в прошлом мучительные поездки в районы республики по «убитым» трассам. Бесконечные рытвины, вздымающаяся столбом пыль, из-за которой видимость падала до нуля, являлись неизменными спутниками тех непростых путешествий. В каждый районный центр ведут качественные магистрали.
В 2012 году в торжественной обстановке состоялось открытие капитально отремонтированной автодороги Цхинвал-Знаур протяженностью 31 км. Достойное качество дорожного полотна подтверждается длительностью срока эксплуатации.
Цхинвал и Ленингор с 2014 года связывает новая транспортная артерия (64 км), построенная в сложнейших условиях горно-лесистой местности с крутыми перевалами. Один из самых крупных, технически сложных и дорогостоящих проектов дорожного строительства в Южной Осетии потребовал несколько миллиардов рублей инвестиций. Работы заняли не один год. На отдельных участках трассы наблюдаются деформации асфальтового покрытия, это обусловлено особенностями рельефа и наличием оползневых зон. При проектировании дороги были учтены указанные факторы, даны соответствующие рекомендации обслуживающей организации. По мнению специалистов, грунт стабилизировался, и теперь на проблемных участках требуется восстановление асфальтобетона.
Ввод в эксплуатацию прямой автодороги Гром-Цинагар (14 км) стал важным шагом в развитии сел Цинагарской зоны. Она позволила в разы сократить путь в столицу республики и облегчить жизнь сельчан, сэкономить время и средства на транспортные расходы.
Реконструированная трасса Гуфта-Квайса длиной 39 км – еще один значимый и масштабный проект, которым можно по праву гордиться. Обновленное шоссе, связывающее Кударское ущелье с остальной частью страны, пролегает высоко по горной местности, изобилующей подъемами и изгибами. Однако, благодаря качественному асфальту и установке специальных защитных конструкций, поездки по нему стали гораздо комфортнее и безопаснее.
Фактическое отсутствие дороги на протяжении многих лет ставило приграничное село Карзман в изолированное положение. Конец проблеме положило строительство новой дороги (10 км).
В Дзауском районе на стадии завершения ремонт еще одной стратегически важной транспортной коммуникации – в направлении села Синагур. Работы ведутся поэтапно. Заканчивается строительство нескольких мостовых переходов и устройство земляного полотна. 20-километровая дорога будет заасфальтирована наполовину.
В рамках Инвестпрограммы осуществлен капитальный ремонт одной из важных магистралей в поселке Дзау, а также центральных улиц в г. Квайсе и райцентре Ленингор.
Построены и отремонтированы жизненно важные дороги, однако теперь стоит задача поддерживать их в хорошем состоянии. Некоторые трассы эксплуатируются больше 10 лет и постепенно портятся. В частности, дороги Цхинвал-Знаур, Цхинвал-Дменис-Бикар-Ленингор, Синагур – Карзман.
По мнению и.о. председателя Комавтодора Алана Багаева, выделяемых средств на содержание дорог недостаточно, необходимо ежегодно закладывать в госбюджет финансы на ремонтные работы.
«На содержание республиканских дорог выделяются небольшие суммы. На эти средства стараемся проводить и ремонт, но делать это все труднее. Процент физического износа дорог растет с каждым годом, – объясняет Багаев. – Настало время предусмотреть отдельное финансирование на ремонт, это позволит значительно продлить сроки эксплуатации автотрасс».
НОВЫЙ СТАРЫЙ МОСТ
В Цхинвале почти завершено строительство нового перехода через р. Лиахва по ул. 13 Коммунаров. Он эксплуатируется с прошлого года. Дизайн сооружения вписывается в архитектуру «старого города».
Капитальный мост возведён на месте поврежденного паводками в с. Корнис Знаурского района. Он соединяет несколько деревень.
Мосты выполняют важную функцию, обеспечивая транспортную связь между населенными пунктами и отдельными частями городов и сел. В Южной Осетии практически на всех дорогах республиканского значения расположены мосты, многие нуждаются в ремонте. Эти расходы, как говорит Багаев, не включаются в расчеты на содержание, однако финансирование необходимо.
ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ
ГУП «ЮгоСетСтройИнвест» ежегодно проводит частичный ремонт Транскавказской автомагистрали, обеспечивая удобное и безопасное передвижение автотранспорта. В зимний период главной дороге, соединяющей РЮО с РФ, уделяется повышенное внимание. Бригады дорожников круглосуточно находятся в с. Рук и оперативно реагируют на снегопады, расчищают дорожное полотно. Уборочные мероприятия проводятся и на других трассах, находящихся в ведении ГУП.
Сейчас идет подготовка к зиме, однако средств недостаточно для закупки необходимых материалов и ремонта спецтехники. Проблемный вопрос обсуждался на последнем совещании. Нужно увеличить финансирование содержания автодорог.
«ЮОСИ» является хозрасчетной организацией. За последние годы объемы работ снизились, вследствие чего предприятие испытывает финансовые трудности. Содержать штат работников стало непростой задачей. Пока не погашена многомесячная задолженность по зарплате перед сотрудниками. Руководство ГУП и Комавтодора ищут выход из создавшегося положения.
Планируется капитальный ремонт дороги Дменис-Зонкар. Объект внесен в проект Госпрограммы социально-экономического развития РЮО на 2026-2030 гг. В ней значатся и другие мероприятия в сфере дорожного строительства.
С ПРАЗДНИКОМ!
Каждый год в третье воскресенье октября работники дорожного хозяйства Южной Осетии наряду с российскими коллегами отмечают профессиональный праздник. Звучат поздравления от первых лиц государства, награждаются отличившиеся сотрудники, что лишний раз подтверждает значимость людей благородной профессии – дорожника.
Руководство Комавтодора со своей стороны поздравляет работников и ветеранов отрасли.
«Уважаемым коллегам – дорожникам хочется пожелать терпения и сил, крепкого здоровья и семейного благополучия! Пусть каждый свой профессиональный праздник встречают в радости с новыми достижениями. Дальнейших успехов в нелегком труде и личной жизни!», – пожелал Алан Багаев.
Газета «Южная Осетия» присоединяется к поздравлениям!
С. ГАБАРАЕВ






















