Изменения в избирательном законодательстве – в центре внимания политиков и экспертов

30 июня в медиа-центре «Ир» состоялся Круглый стол, посвященный обсуждению общественно-политических процессов в Южной Осетии за год до выборов.

В дискуссиях по предложенной теме приняли участие начальник Управления внутренней и информационной политики администрации президента Мурат Ванеев, лидер партии «Фыдыбаста», представитель правительства в Парламенте Вячеслав Гобозов, депутат парламента, руководитель Народной партии Александр Плиев, лидер партии «Родина» Домбай Гассиев, представитель партии «Фидæн» Эдуард Газзаев, эксперты Геннадий Кокоев, Алан Джуссоев, Аза Тибилова и др.

В ходе выступлений политики и эксперты обсудили складывающуюся в Республике ситуацию, изменения в избирательном законодательстве, процессы унификации законодательства Южной Осетии с российским. По словам Алана Джуссоева, процесс унификации законодательств неизбежен, но необходимо учитывать югоосетинскую специфику.

Президент медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева обратила внимание на работу политических партий, которые должны проявлять больше инициативы и активности в решении проблем Республики. Кроме того, общественность также должна реагировать на происходящие процессы для отстаивания национальных интересов, в противном случае общественно-политические процессы идут к депрессивной модели, что недопустимо.

В свою очередь, как отметил Вячеслав Гобозов, процесс унификации законодательства Южной Осетии с российским идет давно. При разработке Конституции РЮО за основу был взят Основной закон Российской Федерации. «Правовая унификация в Южной Осетии с учетом специфики произошла, а абсолютная унификация по определению невозможна, поскольку мы унитарное государство, Россия – федеративное. Что касается политических процессов, то, разумеется, политические процессы в Южной Осетии идут по другой модели. Их основная проблема не в цензе и других вопросах, а в том, что модель политических процессов имеет ситуативный характер, но не стратегический. Я более двух лет говорю о необходимости разработки и принятия единого Избирательного кодекса, который бы регулировал все предвыборные процессы, каждый раз менять избирательное законодательство в предвыборный год очень плохая идея. Даже Конституция 2001 года, принятая в предвыборный год, из-за политических разногласий не получила полной поддержки населения. Понятно, что 30 с лишним процентов голосов, не поддержавших новый Основной закон, голосовали не против Конституции, а против предложения власти. Разумеется, менее важные вопросы получают в предвыборный год еще меньшую поддержку населения, поскольку общественное мнение в такой период является искаженным и соответствует только тому политическому пасьянсу, который складывается в этот момент», – заключил Вячеслав Гобозов.

Алан Джуссоев обратил внимание на необходимость формирования прозрачных списков избирателей, поскольку на каждых выборах фигурируют разные цифры. В 2012 году в первом туре было 38 тысяч избирателей, во втором 39 тысяч, на парламентских выборах отпечатали 40 тысяч бюллетеней, а данные по количеству граждан РЮО – 70 тысяч. «Необходимо перед выборами определиться с количеством избирателей», – заключил Алан Джуссоев.

В ходе дискуссии эксперты подчеркнули важность исключения различных нестыковок в избирательном законодательстве и его применении, чтобы обеспечить прозрачность предвыборных процессов и самих выборов.

При обсуждении был затронут вопрос о целесообразности существования лингвистической комиссии. По мнению участников Круглого стола, лингвистическая комиссия должна проверять уровень владения кандидатами государственными языками, но не с помощью диктанта. «Я не представляю публичных выборов, где бы кандидат не говорил на языке своего избирателя, не мог с ним изъясняться на родном языке и при этом быть избранным. Речь идет о критериях владения языком в узкой политической плоскости, но таких критериев сегодня нет. Исходя из сегодняшней ситуации, создание лингвистической комиссии при ЮОНИИ можно считать лучшим вариантом, с тем, чтобы с помощью специалистов определить эти критерии и форму проведения экзамена, который бы не носил унижающий для кандидата характер. Диктант никакого отношения не имеет к владению языка в политическом смысле, мы же не учительницу избираем. Создание же лингвистической комиссии Центризбиркомом является юридическим нонсенсом. По сути, ЦИК создавал комиссию и в своем решении ссылался на нее. То есть идет ссылка на решение подчиненного органа. То же самое, если бы Президент в своем указе ссылался на постановление Правительства – подчиненный ему орган», – отметил Вячеслав Гобозов.

«Если выступления кандидата понятны избирателю, значит, он владеет языком», – добавил Александр Плиев.

Продолжительная дискуссия развернулась вокруг вопроса о цензе «оседлости». Было отмечено, что в соответствии с правками, кандидат в президенты Южной Осетии должен постоянно проживать на территории Республики последние десять лет, предшествующие его регистрации в качестве участника предвыборной гонки. При этом постоянным проживанием считается, если гражданин находился за пределами Южной Осетии не более 93 рабочих дней в течение года без уважительной причины.

Уважительными причинами считаются командировки, учеба и лечение. Однако соответствующие справки должны быть выданы исключительно государственными органами. В поправках, представленных ранее Центризбиркомом, гражданин не имел права баллотироваться в президенты, если отсутствовал в Республике более трех месяцев, независимо от причин.

Кроме того, согласно предложенным ЦИК поправкам, кандидаты должны были собрать пять тысяч подписей, вместо прежней одной тысячи. После долгих обсуждений и ЦИК, и депутаты пришли к единому мнению и остановились на цифре 3,5 тысяч подписей.

Лидер Народной партии А. Плиев выступил против уточнений в ценз, содержащиеся в поправках в законодательстве, назвав их нарушающими права граждан РЮО, в частности, права на образование, перемещение и лечение. По его мнению, необходимо в число уважительных причин отсутствия в стране, внести учебу и лечение без направления государственных органов. Ему возражали Мурат Ванеев и Вячеслав Гобозов. Как отметил Мурат Ванеев, если расширять рамки ценза, увеличивая перечень уважительных причин, то тогда необходимо отменять ценз и допускать на выборы тех, кто не проживал в республике, но имеет югоосетинское гражданство. «Помимо права на образование гражданин имеет конституционное право на труд. И тогда мы не можем не допускать на выборы тех, кто уехал из страны на несколько лет с целью трудоустройства и работал где-то, а затем вернулся в Южную Осетию. Что тогда вообще считать неуважительной причиной длительного отсутствия на территории РЮО?!», – сказал Мурат Ванеев.

«Вся проблема не в формулировках. Ценз оседлости изначально был скандальной нормой, первое же его применение было возмутительным. Премьер-министра воюющей Республики посчитали не проживающим здесь. В вопросе применения ценза многое зависит от человеческого фактора. Поэтому необходимо исходить из совокупности факторов, опираясь на здравый смысл», – резюмировал Вячеслав Гобозов.

Лидер «Фыдыбаста» также отметил, что в отличие от прежней нормы, допускающей отсутствие в Республике только три месяца, нынешние поправки с учетом выходных и отпуска фактически увеличивают до 150 дней или 5 месяцев этот временной лимит, разрешающий отсутствие в Республике по неуважительным причинам в течение одного года.

Сармат Джуссоев со своей стороны подчеркнул, что проблемы с цензом начались тогда, когда Парламент предыдущего, 5-го созыва внес поправку, согласно которому право баллотироваться в президенты имели только те, кто проживал в Республике последние десять лет перед выборами.

Свое мнение относительно изменений в избирательное законодательство высказали и другие участники Круглого стола.

А. ТЕДЕЕВ