Ичъына – праздник в честь окончания уборки урожая

На этих выходных в Осетии справляется традиционный праздник – Ичъына. В 2025 году он приходится на 12 октября.

Ичъына – это самое загадочное божество в верованиях осетин. Праздник отмечается в честь окончания уборки урожая.
По традиционной вере Ичъына покровительствует скотоводам. К этому празднованию приурочивался отгон скота с летних пастбищ в зимние стойбища. Вместе с тем в осетинском пантеоне есть патрон скотоводов Фæлвара. Но, возможно, что это божество иной функции.
Можно предположить, что архаичный культ был заменен христианским.
Надо сказать, что в Южной Осетии Ичъына не распространен широко как прежде, центром празднества на юге является селение Сатикар Цхинвальского района, где расположена священная роща.
В Уаладжиркоме праздник Ичъына отмечали у святилища Мигъдау – «Божество туч» у с. Цамад. Оно считалось наиболее древним из всех местных святынь.
По этнологическим записям Е. Е. Бараковой, сделанным в 1938 г. и хранящимся в фондах СОИГИ, «день Мигъдау отмечали в праздник Ичъына, который бывает спустя месяц после Фыдыуани, в воскресенье. Это было святилище рода Кусагон (Хъусагонтæ). Мигъдау был таким святилищем, где примиряли кровников. Они надламывали свои стрелы и оставляли их в святилище как знак примирения». Такая связь этих двух праздников, считает ученая, не случайна.
По времени празднование Ичъына совпадает с христианским торжеством – Покрова Пресвятой Богородицы.
В этот день весь православный мир чтит великое чудо небесное Покров и спасение верующих от физического уничтожения врагами. С другой стороны, святилище Мигъдау-дзуар – очень древняя и высокопочитаемая святыня. Она несет в своем имени власть над атмосферными явлениями – небесными водами, туманом, тучами, покрывающими землю.
В Куртатинском ущелье Ичъына отмечают в пасхальную неделю, в соседней Тагаурии – в конце июля. Неоднократно цитируемый знаток народного быта осетин Б.Т. Гатиев писал об этом так: «Имя этого святого мы упоминали в молитве, читаемой при бракосочетаниях. Хуыцауы-дзуар почитается преимущественно горскими жителями, поставившими в честь его молельные дома, похожие на часовни, но без окон и образов. Самый праздник отправляется осенью, в то время, которое у осетин называется Ичъына».
Он сообщал, что в этот день у стен святилища в жертву приносили столько козлов или баранов, сколько в году родилось детей обоих полов и сколько дочерей было выдано замуж. Праздник этот отмечается только членами общины.

Подготовлено по материалам СМИ